Форум » Общий » Ещё немного о хазарских щитах » Ответить

Ещё немного о хазарских щитах

Микула: Тема, к сожалению пропала, а вопросы остались. О локтевых щитах на Западе Андрей Петрович предоставил полную картину. Дополним её выдержками из трудов Худякова об использовании щитов на Востоке – Сибири и Центральной Азии. Итак: Худяков. Вооружение средневековых кочевников Южной Сибири и Центральной Азии. Стр. 159 «Щиты применялись легковооружёнными тюркскими воинами на всём протяжении второй половины 1 тыс. н.э. Использовали их, вероятно, и панцирные всадники». Вот изображение кимакского воина. Ещё интереснее. Худяков. Вооружение Енисейских Киргизов. На стр. 130 упоминает использование щитов из досок, вероятно оббитых снаружи кожей, и имеющих по краю окантовку. Стр. 146 «Если в момент стрельбы из лука или атаки пикой щит откидывался на ремне за спину, то в рукопашном бою он использовался для отражения ударов». Изображения ниже. Худяков также отмечает интересную закономерность – чем тяжелее и совершеннее пластинчатый доспех, тем меньше используется щит. Вполне вероятно, что в Хазарии тяжёлые всадники щит не использовали, могли использовать его в основном бездоспешные всадники, или всадники использующие кольчугу/кольчужные нагрудники (поскольку проницаемость кольчуги стрелами не вызывает споров). Таким образом, при наличии изобразительных источников и археологических данных об использовании щитов соседними культурами и археологических находках частей щитов на территории Хазарского каганата (упомянутых Андреем Петровичем), представляется возможным предположить, что локтевые круглые щиты могли быть на вооружении у воинов, не имеющих полного пластинчатого доспеха. В статье «Адыги в Южном Поднепровье» (сборник МИА Северного Кавказа. Вып. 3) М.В. Горелик говорит о находках деталей щитов – умбонах, практически аналогичных найденным в Дюрсо и Битице. Это слабовыпуклые диски с отверстием посередине. Крепились они при помощи двух прутков, накладывающихся на умбон. Прутки приклёпывались по центру к умбону и по краям к полю щита. Заклёпки на поле щита с внутренней стороны образовывали петли, к которым крепились ремни. Что характерно, сохранившиеся щиты, приведённые Андреем Петровичем, демонстрируют ту же систему крепежа плечевых ремней. Крепления для плечевого ремня на некоторых щитах из Бирки имеют ту же конструкцию – заклёпки с кольцом изнутри. На основании конструктивного сходства умбонов из Битицы и Дюрсо с краснодарскими, можно предположить сходную систему крепления умбона к полю щита. Так же опираясь на существование устойчивой во временном и пространственном отношении (9 в. Бирка – 14-15вв Краснодарский край - 16-17вв. восточные щиты, Турция, Иран) конструкции крепежа ремней (заклёпки с кольцами), представляется возможным предположить сходную систему крепления ремней на хазарских щитах умбонами. Ещё есть статья о бронзовой статуэтке и Гигатля (Дагестан). Автор предлагает новую раннесредневековую датировку статуэтки, в отличие от старой - скифская эпоха. На статуэтке также есть изображение щита, откинутого за спину. Щит плоский круглый, покраю щита окантовка. В центре умбон с заклёпкой. Изображение приведу чуть позже. Вопрос Николаю - у в паспорте, представляющем хазарского воина есть щит и очень интересное обоснование реконструкции щита. Не могли бы рассказать подробнее. Также очень интересны изображения.

Ответов - 34, стр: 1 2 All

Repei_Stalingrad: Во что вспомнил - мож пригодится. Фрагмент дисертации А.В. Крыганова Интересная и на сегодняшний день, по-видимому, уникальная находка была сделана при раскопках Красногорского /Балаклейский р-н Харьковской обл./ могильника IX - Х вв. Урновое трупосожжение, содержащее довольно богатый набор воинского снаряжение /стремена, удила, сбруйные пряжки, наконечник копья, боевой топорик, наконечники стрел, железные детали колчана/ было перекрыто тонкой /около 2 мм/ бронзовой оковкой щита, имевшего Круглую форму. Диаметр оковки составлял 34 - 36 см /рис. 47,2/. по ее периметру, в 1,5 - 3 см от края и на расстоянии 1,5 -4 см друг от друга идут бронзовые и железные заклепки, закреплявшие оковку на относительно тонкой 3 - 5 мм, вероятно, кожаной основе. Такой цит был очень легким и практически не сковывающим подвижность воина. Аналогии ему не известны. Металлические /железные/ детали щитов из кочевнических погребений VШ - IX вв. могильника Абрау-Дюрсо на Северном Кавказе демонстрируют иную конструкций этого вида защитного снаряжения. В катакомбе №1 Верхнесалтовского могильника раскопок В. А. Бабенко 1911 г. была обнаружена железная полусфера диаметров 14,5 см с отверстием посредине /рис.47,1/. А. Захаров видел в этом предмете деталь головного доспеха / 486, S .84 /. Однако у подобных полушарий от шлемов-мисюрок по краям всегда имеются отверстия для крепления бармиц и соединения с мягким подшлемником. Видимо, прав Б.А Шрамко, определивший описываемую находку как умбон для щита / 418, с. 283 /. Отверстие в центре полусферы могло служить для ее прибивания к деревянной основе.

Сигурд Хёдинсон: Микула пишет: Крепления для плечевого ремня на некоторых щитах из Бирки имеют ту же конструкцию – заклёпки с кольцом изнутри. На основании конструктивного сходства умбонов из Битицы и Дюрсо с краснодарскими, можно предположить сходную систему крепления умбона к полю щита. Так же опираясь на существование устойчивой во временном и пространственном отношении (9 в. Бирка – 14-15вв Краснодарский край - 16-17вв. восточные щиты, Турция, Иран) конструкции крепежа ремней (заклёпки с кольцами), представляется возможным предположить сходную систему крепления ремней на хазарских щитах умбонами не совсем уловил, чтополучается что кольца для плечевых ремней со щитов изБирки в данном случае служат аналогиями для локтевых ремней хазарских щитов? Что-то как-то у меня в голове эти 2 вещи не клеются в единое целое....

Микула: Да у меня в общем тоже. Ремни-то ладно, их можно на клёпку посадить, в конце-концов. Вот из чего основу делать - вообще непонятно. Вроде подтверждены находками и письменными источниками щиты собранные из досок. Встаёт вопрос - как скреплять доски между собой. Тувинский щит скреплён одной перекладиной и вроде предполагает кулачный хват. Но пропила под умбон и сам умбон отсутствуют. Как его держать, за что пальцами держаться - непонятно. Вообще есть у меня подозрение, что такого типа щиты просто вешались за спину и защищали собственно её от стрел, летящих сзади. Для манёвра щитом и локтевого хвата, который удобен для всадника и существовал в ту эпоху (византийские щиты) нужны две перекладины. Опять вопрос - как их и, соответственно доски, располагать - вдоль руки или поперёк. Вдоль руки удобно для сборки, но вертикально расположенные доски раскалываются вдоль волокон. Поперёк руки - доски расположены горизонтально и прочнее на удар, но возникает много трудностей при сборке. Непонятно как расположить ремни и подушку. Локоть висит и вся тяжесть щита переносится на кисть - неудобно и тяжело для манёвра. Вообще, такое чувство, что перекладин вообще быть не должно, настолько они мешают. Склеить доски прочно не получиться - маленькая поверхность соприкосновения. Посадить доски на шипы? Или вообще, склеить щит из двух слоёв дощечек, расположенных перпендикулярно. Вроде бы в Византии такой способ был, но точно, я лично, подтвердит его не могу. Есть ещё вариант с плетёной и кожанной основой. Кожанная основа подтверждена археологически, но на практике применить её думаю опасно. Плетёная основа гораздо интереснее - можно получить выпуклю форму, не надо прекладин, ремни крепятся удобно. Но о существовании её на тот момент можно только делать предположения - у меня лично информация отсутствует. Всю голову сломал об этот щит. Вот потому и прошу ещё раз Николая рассказать немного подробнее про хазарский щит.


Микула: Вот, кстати статуэтка из Гигатля. Цитата из паспорта: Щит. По барельефу из церкви с озера Ван, публикация Д. Николе «Армии мусульманского Востока VII – XI века» B Изд. «Астрель»,2003, А. В. Крыганов, диссертационная работа «Вооружение и снаряжение кочевников юга Восточной Европы»,Харьков,1987, материал – дерево, кожа. Крепление рукояти: шиферная плита из Киева, Киев, Исторический музей. Источник: А. Н. Кирпичников «Древнерусское оружие», выпуск 3. Наука. Ленинград, 1971. по изображениям на согдийском шелке, источник: Иерусалимская А. А. «Кавказ на шелковом пути», СПб,1992. Николай - ну очень интересно!

HagenM: Склеить доски встык возможно(у меня кулачник с полем из склеенных досок). Прочность будет достаточная т.к. клеевое соединение зачастую даже крепче чем сама древесина(это как инженер строитель говорю). Другой вопрос что это нужно делать с помощью пресса или какого то его аналога и правильно подобрать клей...+архаичные клеевые составы редки и плохо изучены. Посчет тувинского щита...перекладина может быть и криволинейной и в месте удержания отходить от поля, позволяя держать щит...хотя лично я бы не рискнул с таким щитом укрываться от стрел...т.к. видел как отлично стрелы пробивают поле щита...и один раз на тренеровке был случай когда узкая сулица пробила умбон и расколола рукоятку щита. Очень хорошо что в этот момент щит не был ни у кого в руках, а просто служил мишенью.

Микула: Никак я не успокоюсь со своим щитом. В процессе поиска материалов возникло несколько вопросов к людям в щитоизготовлении сведущим. Есть ли у кого-нибудь опыт изгтовления или хотя бы представление о технологии изгтовления дощатого выпуклого щита (не фанерного)? Как обеспечить прочное соединение досок плоского щита без пресловутых перекладин я более-менее представляю. С выпуклыми щитами - aucun idee. Издания Osprey, в частности серия Warrior, как оцениваете в плане достоверности? Может есть у кого-нибудь работа, упомянутого выше издательства касательно византийских воинов 8-11 вв? Если таковая существует, оченнно хотелось бы заполучить.

Николай: Упс, пардон, только заметил, что меня тут ждут. Собственно, я только выложил тот паспорт, уточню у владельца. Что Вас конкретно интересует? А чем по-вашему опасна кожаная основа? Неоднократно делали уже кожаные щиты (и выпуклые в том числе) - отличная защита!

Микула: Поделитесь, пожалуйста, каким образом собственно и производится мечта кочевника - щит кожанный. Какая кожа идёт? Один слой или несколько? Одним куском на всё поле, или можно сшивать? Наконец, всем вопросам вопрос - хват на ваших кожанных щитах локтевой или кулачный? Опасения вызывает возможность кожанного щита держать сильный удар, например, бродексом. Интересуют приведённые в паспорте изображения и на сам щит хотелось посмотреть, поскольку фоток так и не нашёл. Интересно также, как владелец его использует, как кулачный, или как локтевой.

Николай: Производитель наш кожаных щитов (это его аланский паспорт) делал и локтевые, и кулачные. Удар бродекса держат отлично (мечи, сабли, бердыши и арбалеты тоже). Щиты делаются из нескольких слоев кожи "одним куском на все поле". Более подробно он сам чуть позже ответит.

Микула: Николай пишет: Более подробно он сам чуть позже ответит. Очень интересно. Кожа наверно вымачивается, а затем формуется и сохнет? Чем проклеиваются слои? По краю наверное должна быть какая-то окантовка? Чем обосновываете (в смысле источников) локтевой хват? Спрашиваю т.к. сам локтевым хватом очень интересуюсь. Пока точно могу сказать, что локтевой хват использовли византийцы - есть изображения, и те что приводил Андрей Петрович и другие. Вопрос сейчас заключается в том как именно его оформить. Склоняюсь к тому, что это должны быть заклёпки, оформленные с внутренней стороны как кольца, через которые пропущены ремни. Такая система позволяет использовать и локтевой хват и кулачный, можно сдвинуть щит к локтю.

Микула: Наверно стоит переименовать тему в «Восточные щиты»… Сейчас читаю Гумилёва «Древняя Русь и Великая Степь». Он очень интересно пишет о том, каким образом в Хазарии был установлен раввинистический иудаизм в качестве гос. религии. И ещё о том, какую политику по отношению к собственным подданным проводила хазаро-еврейская аристократия, захватив власть. До жути похоже на то, что творилось у нас в первые годы после революции 1917г. Короче понятно, почему Гумилёва у нас особо не издавали. Ну да ладно, это тема отдельного разговора. Суть в том, что хазаро-еврейская верхушка опиралась на власть наёмного войска. Сначала это были мусульманские наёмники, затем печенеги и др. кочевые народы. Без сомнения военное дело этих народов оказывало немалое влияние на хазар и покорённые ими народы. Исходя их этого предположения, приобрёл книгу «Армии мусульманского востока 7-11 вв.» изд-ва Osprey. Несмотря на все сомнения отнюдь не пожалел. Текст, конечно, скорее конспектативный, но автор производит впечатление достаточно компетентного. Главное приведено несколько очень интересных (в плане щитов и не только) изображений. Вот, может кому ещё кроме меня интересно будет. Собственно из подписи всё понятно. Четыре отверстия, очевидно, предназначались для крепления ремней. Очень интересное изображение и в смысле щита и в плане доспеха. Щит очень похож на щит статуэтки из Гигатля. Тот же размер, форма, окантовка по краю. Но вместо большого умбона – пять заклёпок. Четыре заклёпки явно предназначены для крепления ремней. Также очень интересен короткий наносник шлема. Это фрагмент резной алтарной перегородки из Цебельды (Грузия). Она датируется приблизительно 6-7 вв. Очевидно, изображена сцена из Евангелия, когда ангел возвещает жёнам-мироносицам воскресение Христа. Слева изображены спящие воины. Однако авторы, исходя из особенностей изображения, предполагают более позднюю датировку – 9-10 в. Здесь интересны изображения трёх щитов. На центральном, что характерно, видно изображение всадника (сравн. с первым изображением). Щит над головой воина слева, похоже, изображён с внутренней стороны. Полосы, наверное, изображают ремень, протянутый сквозь кольца с внутренней стороны. Такая система крепления позволяет использовать щит и как кулачный и как локтевой, особенно если предположить, что ремень мог регулироваться пряжкой.

Николай: ИМХО, качество последней фотографии недостаточно, чтобы на основании нее делать какие-либо выводы. Сейчас начал изучать хазарскую тему для реконструкции алан подонечья. На всех изображениях с воинами, если это рукопашная схватка, щиты брошены на землю... Что характерно, все щиты небольшого размера - до 40см примерно. Это к вопросу о пластине с отверстиями по краю, упомянутой выше... Вообще, очень интересная тема. По изображениям прослеживается определенная общность культур жителей Согдианы и Хазарского каганата - брошенные воинами щиты, "буденовки". Касательно второго изо - подобный доспех был, видимо характерен для Средней Азии - точно такой же покрой изображен на одном блюде из Согда. P.S. По поводу 17 года. Может, хватит уже ставить штампы и категорично заявлять? На досуге почитайте, крайне интересная дискуссия : http://www.litforum.ru/index.php?showtopic=23006

Микула: Щит на статуэтке из Гигатля явно больше 40 см, все три приведённых изображения тоже побольше будут. В "армиях мусульманского востока" есть ещё изображения воинов с маленькими чрезвычайно выпуклыми кулачниками. О каких изображениях говорите, можно посмотреть? Без щитов или с маленькими кулачными щитами, если не ошибаюсь, изображаются обычно тяжело бронированные воины. Им, по большей части, действительно щит не к чему. Воину без защитного доспеха или с лёгким доспехом с маленьким щитом или без щита обойтись трудно. Статуэтка из Гигатля и изображения на алтарной перегородке, где воины без тяжёлых доспехов демнострируют явно больший диаметр щитов. Найденный фрагмент щита тоже явно болше по диаметру. Николай пишет: качество последней фотографии недостаточно, чтобы на основании нее делать какие-либо выводы. Да я, собственно, выводы не пока не делаю, так предполагаю за неимением других источников. На мой взгляд, система из двух ремней, как на шиферной пластине из Киева, позволяет держать щит как кулачным хватом - за оба ремня, так и локтевым - за один ремень, просунув предплечье под другой. Особенно, если это не два отдельно прибитых ремня, как на щитах развитого средневековья, а один ремень, продёрнутый через четыре кольца. Кстати, автор "армии мусульманского востока" именно так реконструирует крепления большинства щитов на изображениях. По кожанным щитам - не хочет мастер делиться секретами? А как насчёт ежели приобрести оный, или хотя бы посмотреть?

Николай: Мастер в Первопрестольной разгоняет тоску. Датировка статуэтки не определена точно. Диаметр щита на ней как раз около 40 см, померяйте по себе. То же и с алтарем. Какой найденный фрагмент Вы имеете в виду? Если мы говорим про находку из Красногорского, то там диаметр 35 см. Кстати, все изображения рукопашной - между бронированными батырами. Чуть позже подготовлю подборку, выложу. Система с шиферной пластины в условиях боя позволяет держать щит только кулачным хватом. Возьмите лист картона, скотч и поэкспериментируйте.

Микула: Николай пишет: Какой найденный фрагмент Вы имеете в виду? Тот который у меня проходит как 1-ое изображение, на нём всадник в доспехе нарисован и два отверстия.

Николай: Щит явно кулачного хвата - близкое расположение отверстий в центре + синхронные изображения из той же местности - Согдианы. Расстояние между отверстиями для кулачного хвата - 6-8 см, соответственно диаметр щита (по прорисовке вашей) - 34-45 см.

Микула: А на щите статуи из Туркестана, изобр. 2 крепежи ремней разнесены гораздо дальше.

Николай: А крепежи ли это ремней? Надо смотреть с обратной стороны. Я не отрицаю локтевого хвата, но пока располагаю на него только косвенными данными. Возможно, на грузинском алтаре на верхнем щите - именно он. Нужно более качественное фото. P.S. Про 6-8 см погорячился, признаю. Поширше там нужно.

Микула: Николай пишет: Диаметр щита на ней как раз около 40 см, померяйте по себе. С эим согласиться трудно. Щит перекрывает всё тело от пояса до основания затылка. Вроде я человек не сильно большой, но у меня это расстояние существенно больше 40 см. Щит диаметром 40 см из-за моей спины не видно. На алтаре шит тоже шире ширины плеч стоящего человека, а у лежащего воина диаметр щита равен длине руки до подмышки - тоже больше 40 см. Я согласен с тем, что кулачные щиты небольшого диаметра имели широке распространение. Утверждать, что использовались только такие щиты, с этим согласиться тяжело. Вот, кстати, собственно, пластина из Киева. Ремни, действительно, разнесены больше чем на 6-8 см. Они по длине раза в 2,5-3 превышают ширину кисти. Вообще, мы, по-моему, немного неверно ставим вопрос. Суть наверное в самой системе удержания щита (планка или ремни), а не в том, как именно мы будем их держать, или как их держали - ясно, что как кому удобно. По вопросу существования на период системы удержания щита при помощи паралельных ремный расхождений ведь нет - ясно что существовала.

Микула: Резные плакетки с коробки, сделанной для Абд-ал-Малик ал-Музаффара в 1005 г. Церковная сокровищница, Памплона, Испания. – David Nicolle PhD: The Moors The Islamic West 7-15 Centuries AD. Стр 5. У всадника небольшой щит, очень похожий на щит из церкви Гагика (озеро Ван, Грузия 11в.), а вот у пешего воина щит побольше, очень похожий на щит воина из Гигатля и воинов из церкви Цебельды. Наверное, всё же щиты бытовали и маленькие и большие. Вот, ещё интересней. Изображение на керамике, найденное в руинах дворца Медина аль-Захра, Кордоба. По аналогии с изображениями того же стиля датируется 10-ым в. На всаднике круглый сегментный шлем с наносником и большой (!!!) круглый или миндалевидный щит. – David Nicolle PhD: The Moors The Islamic West 7-15 Centuries AD. Стр 6.

Николай: Гм, может все же не стоит приплетать к Хазарии Испанию? А то давайте уж и Китай рассмотрим, и Индию.

Микула: А что в Испании водятся слоны, а то на плакетке справа всадники на слонах? Читайте внимательнее, эта вещь храниться в Испании, а изготовлена она в одной из мусульманских стран. По тому же, цитируемому нами Николле, на Востоке широко употребляллись тибетские кожанные щиты.

Микула: Вот ещё одно интересное изображение. Это Chludov Psalter (Византия) 850-875 гг. н.э. т.е. середина 9-го века. Изображены воины стоящие рядом с крестом. Воины пешие, легковооружённые, щиты плоские или слабовыпуклые, очевидно имеют окантовку по краю – чётко видна у воина справа. Судя по соотношению диаметра щита и роста воинов, диаметр щитов – 50-60 см. Также, судя по тому как воины их держат, щиты явно локтевого хвата, наподобие как у того лучника, изображение которого приводил Андрей Петрович.

duke Sawoi: Вы строите предположения на предположениях, все эти гравюры, фрески итд создавались художниками, иначе можно предположить что княжии дружины ездили на одном коне ), Вы слишком горячи. Технологически что проще, изготавливать доски, а потом из них щит (и какой толщины должны быть доски, чтоб не ломальсь от удара) или делать щит из одной доски, вырезанной загнутой?

Микула: Я строю предположения на археологических находках и изображениях соответствующего периода. Понятие "художник" в современном смысле слова, т.е. человек рисующий картины исходя из собственного вдохновения или "видения" появилось со времён эпохи "Возрождения". До того человек запечатлял то что было. И достаточно точно, это отмечал еще Окшот, просмотрите "Археологию оружия". Не стоит путать каноничные условные изображения с достаточно ограниченным набором передачи объёма пространства и фантазии современных кубистов. Посмотрите книги академика Раушебаха Б.В., рекомендую "Геометрия картины и зрительное восприятие". По поводу досок. - Овчинникова Б.Б. Погребение древнетюркского воина в Центральной Туве. СА 1982 №3.: «Уникальной находкой (и дополнительным подтверждением того, что погребенный был воином) является деревянный округлый щит (рис. 2, 2; 4, 2). Диаметр его 78 см. Изготовлен он из пяти досок, каждая шириной 15—18 см, толщиной не более 1 см.» Там же говорится о щите 8 века, найденном в Согде: «Наш щит близок также к среднеазиатскому щиту VIII в., найденному в Согде. Правда, согдийский щит был меньше по размерам и по краю его шла металлическая оковка, но он также, как и наш, был изготовлен из отдельных деревянных дощечек.» Статью можно почитать, она выложена на сайте, на котором мы с Вами находимся. А использование щитов аланами, возможно не исключение, а настоящая традиция. С.М. Перевалов "Военное дело у аланов 2 в. до н.э. (по трактатам Флавия Арриана "Диспозиция против аланов" и "Тактика")"// Историко-археологический альманах №3 Армавир 1997 М - То, что аланские контофоры имели защитное вооружение явствует из Ekt.17, где упоминаются щиты... Щит мог быть овальным или круглым, как у сарматов на арке Галерия... стр. 130 duke Sawoi пишет: Вы слишком горячи. Спасибо за комплимент!

Хельги Molnunge: А ведь у первого на изо дядьки то стегач :)

duke Sawoi: Досконально точно и схематически чётко изображений воинов, также их коней и снаряжения, нет ни на одной гравюре, фреске и тд. Вы не найдёте там чертежей и пропорций. Каждый человек увидит в этих изображениях что-то своё. Также и автор этих рисунков передавал какую-то мысль, идею, повествование, если идея была показать защищённость, то можно было изобразить щит побольше, бежащему коню против стоящего добавить ног, "царя" нарисовать выше ростом и тд. Сантиметровая доска не выдержит прямого удара ( она сломается вдоль волокон), я уже не говорю про стрелы. Должно быть какое-то усиление, либо с двух сторон кожа, причём толстая, либо рамка, тогда можно говорить о композитных щитах, склееных как и луки клеем из жил.

Гест: А вы знате, что все найденные щиты, начиная с римского железного века, продолжая венделем и заканчивая непосредственно "эпохой викингов", состояли из планок, толщина которых 6-10 мм? И никакой "толстой"кожи и "рамок" на них не найдено.

Wolfhead: duke Sawoi, не подскажете, как это делать щит из одной доски?

Микула: Вот только что хотел сказать. Блин, мужики, я здесь не один! duke Sawoi, хорошо, что интересуетесь темой восточных щитов - это очень нитересно. Поищите на ТожеФоруме темы по щитам - много интересного.

Гест: Не боись, Микула - в обиду не дадим!

Хельги Molnunge: Пора поднять тему: Хотелось бы все таки услышать опыт изготовления кожанных щитов.

Микула: У товарища Академика на Ладейке было очень неплохой выпуклый кожанный щит. Умбон, правда, ввёл меня в некоторое замешательство, но основа щита сделана мастерски. Однако, мастер-изготовитель вряд ли раскроет секрет изготовления. Схематично, думается, процесс выглядел примерно следующим образом. Нужна максимально толстая сыромятная кожа, а то и вообще полуобработанная - очищенная от волос и мяса и просоленная. Кожу хорошенько размочить и натянуть на выпуклую болванку, по форме щита. Она высохнет и станет твёрдая как дерево. Потом ёё надо пропитывать воском, чтобы не рубилась.

Николай: У Академика щит, который как раз наш мастер и делал. Только вот ориентиром был 17в... Вцелом, технология описана Вами верно.



полная версия страницы