Форум » Общий » паспорт Микула » Ответить

паспорт Микула

Микула: Немного не понял, почему закрыта тема про паспорта. Вроде сказано, что принимаются до 15 апреля. Итак, сегодня 14 апреля 2008г. время московское 2.08 Паспорт костюма Селюн Дениса Васильевича, он же Микула, г. Тамбов. Представленный комплекс является попыткой реконструкции вероятного мужского костюма мордовского воина, возможно представителя родовой аристократии одного из племён средне-цнинской мордвы. Временные рамки - 9 век. Регион – междуречье Средней Волги, Оки и Цны, т.е. территории современных Тамбовской и Пензенской областей. (Воронина Р.Ф. 2005г. стр. 98; Материальная культура Средне-Цннской мордвы 8-11 вв., 1969. стр. 4, Финно-угры Поволжья и Приуралья в средние века. 1999. стр. 128) Прежде чем перейти к собственно паспорту необходимо сделать несколько вводных замечаний. В этническом плане одни из исследователей связывают среднецнинские памятники с мордвой-мокшей. Другие считают эти племена особой неизвестной группой мордвы, предполагая, тем не менее, дальнейшую их ассимиляцию мордвой-мокшей. (Воронина Р.Ф. 2007, стр.3) В связи с этим при использовании этнографического материала внимание будет уделяться в основном народному костюму мордвы-мокшы. Правомерность использования этнографических данных при реконструкции костюма основывается на архаичности кроя мордовского народного костюма. Эта особенность была отмечена ещё первыми исследователями быта мордовских крестьян. И.Н. Смирнов («Мордва» 1895) приходит к выводу о консервативности одежды мордвы, подчёркивая, например, близость эзрянской женской рубахи «панар» с византийским мужским одеянием « далматиком», «дивитисием», «саккосом». (Мезин П.М. 1977, стр. 93) В дальнейшем эти наблюдения находят археологическое подтверждение. (Петербургский И.М. 1976. стр. 101) Находки в погребениях среднецнинской мордвы изготовленных на вертикальном станке тканей, ширина которых не превышает 36 см, также подтверждает возможность использования форм мордовского народного костюма, крой которого обусловлен такой же шириной ткани. (Белицер В.Н. 1967, стр. 23) Отметим также определенную близость кроя мокшанских женских рубах с русскими рубахами конца 16 – начала 17 вв. (Кошлякова Т.Н. 1986, стр. 248-253). При использовании этнографических данных была учтена та особенность, что мордовская мужская одежда под влиянием русского костюма к 18 в. утрачивает свою самобытность. Женский же костюм, наоборот, сохраняет традиционные черты. (Белицер В.Н. 1967, стр. 5) Однако этнографически прослеживается конструктивная близость наиболее древних форм одежды в мужском и женском костюмах. (Белицер В.Н. 1967, стр. 32) Исследования русского народного костюма также показывают аналогичность кроя мужских и женских рубах в их наиболее архаичных формах. (Соснина Н., Шангина И. 1998, стр. 266) Кроме того, крой мокшанских мужских рубах, зафиксированных этнографически, конструктивно весьма близок крою женских. (Белицер В.Н. 1967, стр. 29) Учитывая эти факторы, крой основных предметов одежды (рубахи и портов) заимствовался из наиболее архаичных форм мужского костюма мордвы, при условии схожести их с женскими. Отдельные части мордовской рубахи, имеющие явные аналогии с русскими – ромбическая ластовица, косой разрез ворота – были заменены на треугольную ластовицу и прямой разрез, взятые из женских рубах. Форма разреза была предположительно измена из глубокого треугольного в женских рубахах на неглубокий, облегающий горло. Предположение основано на том, что в мужских погребениях мордвы находки расположенных в ряд застёжек-сюльгам достаточно редки, тогда как в женских комплексах они встречаются гораздо чаще. (Материальная культура Средне-Цннской мордвы 8-11 вв., 1969, стр. 10-11) Находясь вблизи водных путей связывающих южно-степные территории с северными, мордовские племена уже в первые века нашей эры вступают в торгово-культурные связи с южными и степными племенами и культурами. (Воронина Р.Ф. 2005г. стр. 99; Петербургский И.М. 1976. стр. 128) Появление аланских племён на территориях, граничащих с местами расселения мордвы, и образование Хазарского Каганата способствовало расширению и укреплению традиционных связей с южными степными территориями и Северным Кавказом. (Воронина Р.Ф. 2005г. стр. 103; Петербургский И.М. 1976. стр. 130). Аланы, стоявшие на более высоком уровне оказали огромное влияние на мордовские племена. Влияние алан археологически прослеживается как в вооружении мордовских дружинников, так и в одежде (украшениях). (Материальная культура Средне-Цннской мордвы 8-11 вв. 1969. стр.5) Некоторые авторы предполагают кроме влияния алан, влияние болгарских племён, не менее сильное, чем аланское. (Воронина Р.Ф. 2005. стр106). Анализируя погребальный обряд среднецнинской мордвы, авторы отмечают изначально чуждые для мордвы элементы (скорченное положение, захоронения коней вместе с человеком) появляющиеся в погребальном обряде, который, как известно, характеризуется значительной консервативностью. Учитывая этот факт, а также то, что в дальнейшем эти элементы не исчезают, а, наоборот, становятся характерными для погребального обряда мордвы (скорченное положение), предполагается, что влияние племён салтово-маяцкой культуры (алан и болгар) было значительно большим, чем это можно проследить по археологическим данным. (Материальная культура Средне-Цннской мордвы 8-11 вв. 1969. стр.5; Воронина Р.Ф. 2005. стр105.) Учитывая эти факторы, с большой долей вероятности можно предположить, что мордовский костюм подвергался не меньшему влиянию со стороны кочевых племён салтово-маяцкой культуры, чем погребальный обряд. Это тем более вероятно, поскольку по материалам других культур раннего средневековья известно, что костюм кочевников существенно влиял на контактирующие с ними земледельческие народы, особенно если связи были настолько тесными, что появлялись межэтнические браки. Заимствования касались крупных предметов мужского костюма – плечевой одежды, шаровар, сапог и поясов. Некоторые, вероятно, социально значимые предметы одежды (пояса) кочевые правители дарили своим «коллегам» в земледельческих обществах. (Яценко С.А. 2001, стр. 10, стр. 15-16) Значительную роль в экономической жизни мордвы играли также соседние славянские племена. Первые контакты ссо славянами относятся к 5-8 вв. н.э. К концу 1-го – началу 2-го тыс. н.э. по данным материальной культуры отмечается усиление притока славянских ремесленных изделий на территории мордвы. С учётом того, что некоторые славянские украшения проникают в мордовские женские уборы, можно предположить определённое влияние на мордовский костюм в целом. (Петербургский И.М. 1976, стр. 133) Итак, учитывая вышеизложенные факторы, при реконструкции костюма в случае отсутствия или недостаточности археологического материала будет привлекаться этнографический материал по наиболее архаичным формам мужского мордовского костюма с учётом конструктивных особенностей женского костюма мордвы-мокши. Также будут использоваться материалы соседних культур, устойчивые и тесные связи с которыми подтверждены археологически. Это, прежде всего, салтово-маяцкая культура в её аланском варианте и, затем, славянская культура. Итак, приступим. Археологически известны следующие ткани, использованные при изготовлении предметов костюма - шерстяная ткань саржевого переплетения, окрашенная в коричневого цвет, льняная ткань полотняного переплетения, и шёлковая ткань, которая, судя по малому количеству находок, шла на отделку. (Финно-угры Поволжья и Приуралья в средние века. 1999, стр. 145-146). Используемые нити изготовлены их тех же материалов что и ткани. Используемая кожа – дублёная кожа различных сортов выделки. (Финно-угры Поволжья и Приуралья в средние века. 1999, стр. 146) В качестве верхней одежды мордовскими племенами в эпоху раннего средневековья использовались туникообразные холщёвые и льняные рубахи с небольшим разрезом спереди, длинными рукавами, небольшим стоячим воротничком. Также предполагается наличие распашной одежды типа кафтана. (Финно-угры и балты в эпоху средневековья. 1987, стр. 104; Финно-угры Поволжья и Приуралья в средние века. 1999, стр. 101-103) По материалам погребений прослеживается возможность ношения нескольких одежд, причем верхняя одежда изготовлена из более толстой ткани, нижняя – из более тонкой. (Материальная культура Средне-Цнинской мордвы 8-11 вв. 1969, стр. 20) По причине крайне малого количества информации по теме распашной одежды предпочтение было отдано рубахам. Изготовлено три рубахи. Рубаха льняная, условно её можно назвать «праздничной». Наличие праздничных, т.е. с более богатой отделкой, и повседневных, с бедной, но практичной отделкой, известно как по мордовским и русским этнографическим материалам, так и по аланскому раннесредневековому костюму. (Белицер В.Н. 1973, стр. 29, Соснина Н., Шангина И. 1998, стр. 11; Орфинская О.В. 2001, стр. 113) За основу был принят туникообразный крой мужской мордовской рубахи, совпадающий с кроем женской рубахи мордвы-мокши. (Белицер В.Н. 1973, стр. 29) Помимо обычных рубах, состоящих из четырёх полотнищ, в мордовских народных песнях упоминаются, как признак зажиточности и богатства, широкие и длинные, закрывающие колени, рубахи из шести полотнищ, с рукавами из трёх полотнищ. (Белицер В.Н. 1973, стр. 30) Данная рубаха состоит из шести длинных, ниже колен, полотнищ. Два сшитых вдоль полотна образуют стан, два перегнутых вдоль полотна – бока. Рукава выполнены шириной в полтора полотна. Вместо ластовиц ромбической формы, которые присутствуют в мордовских мужских рубахах, была выбрана треугольная форма ластовицы, как в мордовских мокшанских женских рубах. Причиной является предположение о том, что ромбическая форма ластовицы, характерная для русских рубах, заимствовалась мордвой из русской мужской одежды. По такой же причине разрез ворота был сделан не слева, что характерно для русских рубах и славянской одежды (Древняя Русь: Быт и культура. 1997, стр. 100), а посередине, как на мокшанских женских рубахах. В отличие от женских рубах предположен меньший по длине разрез и более облегающая форма горловины. Основание для предположения указано выше. По аналогии с народными мордовскими рубахами воротничок отсутствует, вместо него – обшивка из шёлка. Подобный способ оформления воротника присутствует и в некоторых аланских раннесредневековых кафтанах. (Доде З.В. 2001, стр. 14) Помимо обычных кольцевых застёжек с «усами», в мужских одеждах использовались пуговицы. (Ястребов В.Н. 1893; Материальная культура Средне-Цнинской мордвы 8-11 вв. 1969, стр. 23) Была использована небольшая шарообразная бронзовая пуговица. Подобного типа серебряные и бронзовые пуговицы известны как по материалам мордовских могильников (Материальная культура Средне-Цнинской мордвы 8-11 вв. 1969, стр. 56), так и по материалам салтово-маяцкой культуры. (Винников, А.З. Плетнёва С.А. 1998, стр. 185, рис. 73 – Р, С, Т) В качестве образцов для швов и подшивки рукавов и подола были взяты швы с русской посадной рубахи венчального костюма третьей четверти 19в., хранящейся в Тамбовском областном краеведческом музее (ТОКМ.КП.инв.8798/1). Подобного типа швы известны по материалам аланских раннесредневековых одежд. (Доде З.В. 2001, стр. 14, 15). По аналогии с этнографическими рубахами и как функционально необходимая деталь на груди и спине была сделана подкладка, предохраняющая ткань рубахи, плотно контактирующую с телом, от испревания. Эта деталь известна по русским рубахам как 16-го, так и 19-20 вв. Конструкция, расположения и способ закрепления подкладки на основном полотнище были заимствованы из русской посадной рубахи (ТОКМ.КП. инв.8798/1). Материал рубахи – лён полотняного переплетения, шёлк полотняного переплетения, льняные и шёлковые нитки (в шёлковых нитях возможна примесь синтетической ткани). Сшита вручную. Рубаха льняная, условно может быть названа «повседневной», может выступать как нижняя при ношении нескольких рубах. По конструкции повторяет «праздничную» рубаху, но выполнена в более скромном и практичном виде. Состоит из четырёх более коротких полотнищ, рукава из одного полотнища, ластовица треугольная, подкладка такая же, как на «праздничной» рубахе. (Белицер В.Н. 1973, стр. 29) Форма горловины и разрез ворота такие же как на «праздничной» рубахе. Обшивка ворота выполнена не из шёлка, а из той же льняной ткани, что и рубаха. (Белицер В.Н. 1973, стр. 29) Холщёвая отделка холщёвых же изделий, как более практичная для повседневной одежды известна также как по русским этнографическим рубахам, так и по аланскому раннесредневековому костюму. (Перепелкина Г.П., Рыбкина М.Ф. 1979; Использование элементов народной одежды… 1988; Орфинская О.В. 2001) Предположением является использование деревянной пуговицы, повторяющей по форме бронзовую. Материал рубахи – лён полотняного переплетения, льняные нитки. Сшита вручную. Рубаха шерстяная. Предполагается использование как верхней одежды при одевании вместе с одной из льняных рубах. Крой рубахи повторяет «повседневную». Отличием является небольшой стоячий вортничёк. Предположением является использование клиньев в подоле для расширения шага. По материалам погребений прослеживается украшение бисером горлового отверстия и рукавов. (Финно-угры и балты в эпоху средневековья. 1987, стр. 104.) В данном случае рукава, воротничёк и горловой разрез украшены обшивкой из шёлковой ткани. Декорирование этих деталей верхней одежды шёлком известно по аланскому раннесредневековому костюму. (Доде З.В. 2001, стр. 14). Поскольку предполагается ношение шерстяной рубахи как верхней в паре с льняной рубахой, подкладка отсутствует. Материал – шерстяная ткань (95% натуральная шерсть) саржевого переплетения, шёлк полотняного переплетения, шерстяные и шёлковые нитки (в шёлковых нитях возможна примесь синтетической ткани). Сшита вручную. Длинные и широкие рукава на рубахах подразумевают наличие завязок или браслетов для их фиксации на запястье. Материалы мордовских могильников действительно демонстрируют достаточно широкое употребление бронзовых браслетов в мужском костюме. Преимущественно воинскими браслетами считаются массивные браслеты с гвоздевидными концами или, изредка, пластинчатые с отогнутыми концами. (Воронина Р.Ф. 2007, стр. 23; Материальная культура Средне-Цнинской мордвы 8-11 вв. 1969, стр. 11) В качестве версии были изготовлены узкие кожаные браслеты повторяющие по форме бронзовые. Наличие портов не прослеживается археологически. Однако, по аналогии с этнографическим костюмом, они являются необходимым предметом костюма. (Белицер В.Н. 1973, стр. 29) Порты или штаны присутствуют как в аланском раннесредневековом костюме, так и в славянском. (Доде З.В. 2001, стр. 15; Древняя одежда народов Восточной Европы. 1986, стр. 33) Славянские и аланские штаны отличаются по типу кроя. Аланские являются, фактически, дополнением к чулкам и делаются очень короткими, почти не закрывая ног. (Доде З.В. 2001, стр. 15, 17) Славянские, наоборот, закрывают ноги целиком и являются, если можно так выразиться, самостоятельной деталью костюма. (Древняя одежда народов Восточной Европы. 1986, стр. 33) Известные по археологическим находкам онучи и оборы, используемые как женщинами, так и мужчинами косвенно указывают на употребление штанов скорее славянского типа, чем аланского. По этнографическим данным известно несколько типов кроя мордовских штанов. Совпадают по крою с женскими и, очевидно, являются наиболее архаичными штаны, состоящие из двух кусков холста сложенных по продольной нитке. Между штанинами вставлялся прямоугольный кусок ткани – дно и вшивались небольшие треугольные клинья. На бёдрах штаны держались при помощи двух боковых завязок. (Белицер В.Н. 1973, стр. 32) Изготовленные штаны повторяют приведённый крой. Штанины, для соответствия размеру были расширены и выполнены в два полотнища. Материал – лён, нити льняные. Сшиты вручную. Предположением, основанным на вероятном влиянии аланского костюма на мордовский, тесном контакте племён этих этносов а также на возможность дарения предметов одежды (источники указаны выше), является присутствие в костюме шапки, изготовленной по образцу аланских головных уборов. Это шлемовидная шапка, изготовленная из четырех клиньев с округлым верхом и назатыльником. Края, обрамляющие лицо, обшиты шёлковой тканью. (Доде З.В. 2001, стр. 15-16) Материал – шерстяная ткань (95% натуральная шерсть) саржевого переплетения, шёлк полотняного переплетения, шерстяные и шёлковые нитки (в шёлковых нитях возможна примесь синтетической ткани). Сшита вручную. Как уже было указано выше, по материалам погребений прослеживается ношение, как мужчинами, так и женщинами онучей и обор – кожаных ремней, охватывающих ногу в районе голени служащих для того чтобы онучи не разматывались при ходьбе. Оборы застёгивались на пряжку. (Финно-угры и балты в эпоху средневековья. 1987, стр. 104) Подобного рода онучи известны также по этнографическим данным. Они представляют полосы льняной или шерстяной ткани шириной 43-45 см и длиной до 1,5 метров. (Белицер В.Н. 1973, стр. 36) Была изготовлена одна пара льняных онучей и кожаных обор в виде длинных узких ремней, застёгивающихся на простую железную рамочную пряжку. Подобные пряжки известны по материалам мордовских могильников. (Материалы по истории мордвы 8-11вв. 1952, стр. 209, табл. 24, рис. 1, погр. 228 (в составе колчана); Материальная культура Средне-Цнинской мордвы 8-11 вв. 1969, стр. 68, погр. 108а; стр. 75, погр. 134) В качестве обуви по мордовским могильникам известны башмаки, полусапожки и поршни. (Финно-угры Поволжья и Приуралья в средние века. 1999, стр. 146; Финно-угры и балты в эпоху средневековья. 1987, стр. 104) По причине очень плохой сохранности кожаных изделий в мордовских могильниках фрагментов обуви найдено очень мало. Частично крой обуви можно восстановить благодаря распространённым у мордвы женским обувным украшениям. Форма и расположение этих украшений подразумевают шов вдоль передней части стопы. (Материальная культура Средне-Цнинской мордвы 8-11 вв. 1969, стр. 10) Также благодаря обувным украшениям прослеживается наличие подошвы. (Материальная культура Средне-Цнинской мордвы 8-11 вв. 1969, стр. 15). Таким образом, крой обуви можно реконструировать как двухчастный, состоящий из верха и подошвы, со швом вдоль большого пальца. Башмаки такого типа приведены Мартьяновым В.Н. в таблице украшений, обуви и головных уборов мордвы-мокши 8-11 вв. (Мартьянов В.Н. 1976, стр. 101) Хотя обувные украшения являются практически исключительно женскими, использование мужчинами башмаков такого же типа можно с большой долей вероятности предположить по причине того, что как в аланских, так и в славянских раннесредневековых культурах обувь схожих типов шилась и для мужчин и для женщин. (Доде З.В. 2001, стр. 19; Оятева Е.Н. 1965, стр. 47) Обувь была изготовлена по аналогии с башмаком четвертого типа по типологии Оятевой. (Оятева Е.Н. 1965, стр. 47) Башмаки изготовлены из дублёной кожи, сшиты вручную льняными нитями. Верх сшит прямым швом, подошва пришита выворотным швом. Также были изготовлены поршни, имеющие шов вдоль большого пальца и шов в задней части. (Древняя Русь. Быт и культура. 1997, стр. 316, табл. 70, рис. 20 – редкие формы обуви (привозные изделия) Поршни изготовлены из дублёной кожи, шов – прямой, сшиты вручную льняными нитями. Судя по материалам мордовских могильников, ременный пояс, обычно украшенный бронзовыми или серебряными бляшками, являлся неотъемлемой принадлежностью воина. Наборные пояса являются социально маркирующим признаком, выделяя наиболее богатых воинов, вероятно принадлежащих к племенной верхушке. (Материальная культура Средне-Цнинской мордвы 8-11 вв. 1969, стр. 12; Воронина Р.Ф. 2007, стр. 24) Наборный пояс включал в себя пряжку, бляшки-накладки и наконечник. (Воронина Р.Ф. 2007, стр. 24) Причём, судя по разнохарактерности бляшек одних и тех же поясных наборов (например, поясной набор из погр. 56 Елизавет-Михайловского могильника - Материальная культура Средне-Цнинской мордвы 8-11 вв. 1969, стр. 56, стр. 137, табл. 32) очевидно, что они, как и салтово-маяцкие пояса обычно не представляли собой стилистического единства. (Плетнёва С.А. 1967, стр. 166) Эта особенность позволила при составлении поясного набора пользоваться материалами различных погребений и могильников. Был изготовлен пояс, состоящий из ременной основы и поясного набора, включающего пряжку, наконечник и бляшки-накладки. Ширина ременной основы продиктована размерами бляшек-накладок. (Материалы по истории мордвы 8-11вв. 1952, стр. 212-216; Воронина Р.Ф. 2007, стр. 26-28) Длина ременной основы увеличена при помощи поясного соединительного кольца, изготовленного по образцу бронзового кольца из погр. 56 Елизавет-Михайловского могильника. (Материальная культура Средне-Цнинской мордвы 8-11 вв. 1969, стр. 56) Овально рамчатая пряжка с пятиугольным неподвижным щитком изготовлена по типу пряжек из погр. 59 Елизавет-Михайловского могильника, погр. 108 Пановского могильника (Материальная культура Средне-Цнинской мордвы 8-11 вв. 1969, стр. 137 – табл. 32, рис. 12 и стр. 111 – табл. 18, рис. 16 соответственно), и пряжки, приведённой Ястребовым В.Н. в табл. 3, рис. 6 (Ястребов В.Н. 1893). Наконечник изготовлен по образцу поясного наконечника из погр. 546 Крюково-Кужновского могильника. (Материалы по истории мордвы 8-11вв. 1952, стр. 212, табл. 28, рис. 7) Поясные бляшки-накладки с личиной были изготовлены по образцу бляшек из погр. 546 Крюково-Кужновского могильника. (Материалы по истории мордвы 8-11вв. 1952, стр. 212, табл. 28, рис. 6) Поясные бляшки-накладки с кольцом были изготовлены по образцу бляшек из погр. 460 Крюково-Кужновского могильника. (Материалы по истории мордвы 8-11вв. 1952, стр. 214, табл. 30, рис. 1) Сквозь кольца бляшек-накладок продёрнут ремешок для подвешивания различных предметов, как это представлено по материалам Лядинского могильника. (Ястребов В.Н. 1893, рис. 12 и 13 в тексте) Вместо специальной бронзовой петли концы ремешка закреплены в кольцах крайних накладок. Поясная сумочка была изготовлена по образцу сумочки из погр. 2 Пановского могильника. (Материальная культура Средне-Цнинской мордвы 8-11 вв. 1969, стр. 77, табл. 1, рис. 1-3) Сумочка изготовлена из кожи, сшита вручную льняными нитями. Пряжка изготовлена по образцу пряжки приведённой Ястребовым В.Н. на табл. 3, рис. 13 (Ястребов В.Н. 1893). Бляшки накладки, расположенные по краю клапана изготовлены по типу бляшек из погр. 3 Лядинского могильника, раскопки Ворониной Р.Ф. (Воронина Р.Ф. 2007, стр. 27, стр. 86 – рис. 43). Наконечник ремешка изготовлен по образцу поясного наконечника из погр. 60 Елизавет-Михайловского могильника (Материальная культура Средне-Цнинской мордвы 8-11 вв. 1969, стр. 139, табл. 33, рис. 5). Постоянной находкой в мужских мордовских погребениях являются ножи. (Финно-угры и балты в эпоху средневековья. 1987, стр. 102.) Воронина Р.Ф., ножи, найденные в погребениях Лядинского могильника подразделяет на два типа по строению черенка. Тип. 1 – небольшие ножи длиной до 12 см, с узким лезвием и прямой спинкой, плавно переходящей в черенок. Тип. 2 – ножи больших размеров, с более широким лезвием и прямой спинкой. Черенок ярко выражен и отделён уступчиком. (Воронина Р.Ф. 2007, стр. 43) Ястребов, исследовавший тот же могильник, также приводит в тексте два характерных лезвия – большего и меньшего размеров. Спинка большого ножа не совсем прямая, она имеет небольшую «горбинку». (Ястребов В.Н. 1893, в тексте рис. 15). По материалам мордовских могильников известно, что рукояти ножей изготавливались из дерева, ножны – из дерева и обтягивались кожей и имели бронзовый обод. (Материальная культура Средне-Цнинской мордвы 8-11 вв. 1969, стр.19). Также возможно предположить, по причине того, что гораздо чаше остатки ножен не прослеживаются, бытование простых кожаных ножен без металлических украшений. Представленный нож относится ко второму типу – больших ножей с широким лезвием, спинка ножа имеет небольшую «горбинку». Форма рукояти предполагается по материалам славянской археологии того же периода. (Древняя Русь. Быт и культура. 1997, стр. 17). Предположением является обмотка рукояти кожаной полосой. Ножны также предполагаются на основании материалов славянской археологии и изготовлены из одного куска кожи, сложенного пополам, с ровным краем и одним прошитым рядом стежков. Кожаный шнур, служащий для крепления ножен на поясе, охватывает ножны и проходит через прорезь на краю ножен. (Оятева Е.Н. 1965. стр. 51. Рис. 3 – 4; Древняя Русь. Быт и культура. 1997, стр. 47, Табл. 36 – 11) Отличием является более тщательная прошивка края и использование прямого шва, а не шва через край. Литература: Финно-угры и балты в эпоху средневековья. Отв. ред. В.В. Седов. Изд. «Наука», М 1987. Финно-угры Поволжья и Приуралья в средние века: Коллективная монография. Отв. ред. М.Г. Иванова. Ижевск: УИИЯЛ УрО РАН, 1999. Воронина Р.Ф. Южные и степные влиния в культуре среднецнинской мордвы 8-11вв. //КСИА вып. 218. 2005г. Материальная культура Средне-Цнинской мордвы 8-11 вв. По материалам раскопок П.П. Иванова за 1927-1928гг. мордовское книжное изд-во. Саранск. 1969. Петербургский И.М. К вопросу об экономических связях мордвы в 1-ом – начале 2-го тыс. нашей эры. //Материалы по археологии Мордовии. Мордовское книжное изд-во. Саранск. 1976. Воронина Р.Ф. Лядинские древности. Из истории мордвы-мокши. Конец 9-начало 11 в. Москва. Наука. 2007. Яценко С.А. О некоторых вопросах изучения «археологического» костюма. Механизмы костюмных связей народов Великой Степи. // Культуры Евразийских степей второй половины I тысячелетия н.э. (Из истории костюма) Том 1. Материалы III Международной археологической конференции. Самарский областной историко-краеведческий музей им. П.В. Алабина. Самара, 2001. Мезин П.М. Мордовская женская одежда в этнографической литературе. //Материалы по истории, археологии и этнографии Мордовии. Труды, вып. 54. Мордовское книжное издательство. Саранск 1977. Кошлякова Т.Н. Мужские рубахи конца 16-начала 17 в. из погребений царя Фёдора Ивановича, царевича Ивана Ивановича и князя М.В. Скопина-Шуйского в Архангельском соборе Московского Кремля. // Древняя одежда народов Восточной Европы. Москва «Наука» 1986. Белицер В.Н. Народная одежда мордвы. Москва 1973. Соснина Н., Шангина И. Русский традиционный костюм: Иллюстрированная энциклопедия. Искусство. СПб. 1998 Доде З.В. Средневековый костюм народов Северного Кавказа. Очерки истории. Москва. Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 2001. Ястребов В.Н. Лядинский и Томниковские могильники Тамбовской губернии, С-Петербург. Типография И.Н. Скороходова, 1893. Винников, А.З. Плетнёва С.А. На северных рубежах Хазарского Каганата. Маяцкое поселение. Изд-во ВГУ 1998. Древняя Русь. Быт и культура. Москва. «Наука» 1997. Орфинская О.В. Аланский костюм 8-9 вв. ( По материалам из скальных могильников Карачаево-Черкесии). // Культуры Евразийских степей второй половины I тысячелетия н.э. (Из истории костюма) Том 1. Материалы III Международной археологической конференции. Самарский областной историко-краеведческий музей им. П.В. Алабина. Самара, 2001. Перепелкина Г.П., Рыбкина М.Ф. Одежда крестьян Тамбовской губернии конца 19-нач.20вв., Обл. типография «Пролетарский светоч», Тамбов 1979 Использование элементов народной одежды Тамбовской области в костюмах для художественной самодеятельности. Методические рекомендации руководителям и участникам коллективов декоративно-прикладного творчества, Тамбов 1988 Древняя одежда народов Восточной Европы. Материалы к историко-этнографическому атласу. Москва. «Наука» 1986 Материалы по истории мордвы 8-11вв. Крюково-Кужновский могильник. Дневник археологических раскопок П.П. Иванова. Издание Моршанского краеведческого музея. 1952. Оятева Е.Н. Обувь и другие кожаные изделия земляного городища Старой Ладоги. // Археологический сборник Государственного Эрмитажа. Изд-во «Советский художник». Ленинград-Москва. 1965. Мартьянов В.Н. Декоративный комплекс женского костюма мордвы-мокши 8-11 вв. // Материалы по археологии Мордовии. Мордовское книжное изд-во. Саранск. 1976. Плетнёва С.А. От кочевий к городам. Салтово-маяцкая культура. Изд-во «Наука». Москва. 1967.

Ответов - 48, стр: 1 2 3 All

Микула: Ну предположительно он.

Гест: Ага!))

Микула: Собственно, вот. Как уже было сказано выше, аланы, стоявшие на более высоком уровне оказали огромное влияние на мордовские племена. Мордовские воины вооружались по образцу аланских дружинников. (Материальная культура Средне-Цнинской мордвы 8-11 вв. 1969. стр.5) Одним из видов аланских защитных доспехов были войлочные куртки с кольчужным нагрудником. (Орфинская О.В. 2001, стр. 113) В могильнике Амгата 7-10 вв. были обнаружены фрагменты одежды из двухслойного холста, переложенного войлоком и простёганного. (Доде З.В. 2001, стр. 14) Логично предположить, что упомянутые войлочные куртки изготавливались не из чистого войлока, а по образцу обычной одежды - из холста, переложенного войлоком. Был изготовлен кафтан из двухслойного льняного холста, переложенного войлоком и простёганного. Крой кафтана выполнен по образцу кроя мужского аланского кафтана. (Орфинская О.В. 2001, стр. 116-117) Рукав сделан коротким, до локтя по образцу т.н. верхнего «кафтана вождя». (Иерусалимская А.А. 2001, стр. 102) Отделка выполнена из холста более высокого качества. (Орфинская О.В. 2001, стр. 109) Простёжка выполнена вертикально, по аналогии со стёганными одеждами более позднего времени (16в.) – изваяние Дук-бек. (http://www.tforum.info/forum/index.php?showtopic=12516) Материальная культура Средне-Цнинской мордвы 8-11 вв. По материалам раскопок П.П. Иванова за 1927-1928гг. мордовское книжное изд-во. Саранск. 1969. Орфинская О.В. Аланский костюм 8-9 вв. ( По материалам из скальных могильников Карачаево-Черкесии). // Культуры Евразийских степей второй половины I тысячелетия н.э. (Из истории костюма) Том 1. Материалы III Международной археологической конференции. Самарский областной историко-краеведческий музей им. П.В. Алабина. Самара, 2001. Доде З.В. Средневековый костюм народов Северного Кавказа. Очерки истории. Москва. Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 2001. Иерусалимская А.А. Некоторые вопросы изучения раннесредневекового костюма (по материалам анализа одежды адыго-аланских племён 8-9 вв.). // Культуры Евразийских степей второй половины I тысячелетия н.э. (Из истории костюма) Том 1. Материалы III Международной археологической конференции. Самарский областной историко-краеведческий музей им. П.В. Алабина. Самара, 2001. Изваяние Дук-Бек


Гест: Кстати, а в могильнике Амгата найденный кусок как простёган?

Микула: Да кто бы знал бы! Самому интересно! У Доде об этом ничего не написано. Кроме указанного выше ориентировался на изображения на блюдах эпохи Сасанидов - там царь охотится в стёганной куртке с вертикальной простёжкой.

Гест: Эх... Может Звездане Владимировне письмо написать?

Pal Yelets: К ней, кстати, камрады из Ставрополя могут вообще, на занятия в универ местный сходить. И лично там поговорить. Это я так. Намекаю...:)

Микула: Так заявку то нашу получили?



полная версия страницы