Форум » Общий » Степь и соседи - обмен информацией. » Ответить

Степь и соседи - обмен информацией.

Микула: Была неплохая тема по степнякам в свое время. Вот хотелось бы возобновить. Собственно, суть вопроса. Копаясь в литературе, выявил несколько работ по вооружению, на которые есть интересные для меня ссылки. Хотел бы попросить братьев-степняков, располагающих этой информацией, милостиво со мной поделиться. Буду очень благодарен. Вот то, что мне интересно: Атаев Д.М. 1963 Нагорный Дагестан в раннем средневековье. Махачкала Каминский В.Н. 1993, Военное дело алан Северного Кавказа // Древности Кубани и Черноморья. Краснодар. Милованов Е.А., Иерусалимская А.А. Лук из Мощевой балки. // Сборник Государственного Эрмитажа, 1976, XLI. Кузнецов В.А. Алания в 10-13 вв. Орджоникидзе. 1971 С.А Яценко "Костюм Древней Евразии", Изд. "Восточная Литература", РАН, М., 2006., 665 стр. В свою очередь могу порадовать следующими материалами: Несколько неплохих статей в сборнике «Аланы: история и культура.» Владикавказ. 1995. Вот они: Р.Г.Дзаттиаты. Аланы в дружине Вахтанга Горгасала. В.Б.Ковалевская. Хронология древностей северокавказских алан. А.Хайнрих. Раннесредневековые катакомбные могильники у селений Чми и Кобан. – инф. по декоративным накладкам на ручки сабель, топорам, конской упряжи. Э.С.Кантемиров, З.Г.Дзаттиаты. Тарский катакомбный могильник 8-9 вв. н.э. – инф. по конструкции сабельных ножен, кинжалов. В.Н.Каминский. Аланская статуя из Краснодарского музея. В.А. Кузнецов. Раскопки змейского катакомбного могильника в 1959 г. Также статьи из сборника «Культуры Евразийских степей второй половины I тысячелетия н.э. (Из истории костюма)» Том 1. Материалы III Международной археологической конференции. Самарский областной историко-краеведческий музей им. П.В. Алабина. Самара, 2001. Обращаю внимание, что статьи представлены не тезисно, а в полном варианте с выкройками, рисунками и фотографиями. Яценко С.А. О некоторых вопросах изучения «археологического» костюма. Механизмы костюмных связей народов Великой Степи. Орфинская О.В. Аланский костюм 8-9 вв. ( По материалам из скальных могильников Карачаево-Черкесии). Гаджиев М.С. К интерпретации бронзовой статуэтки из Гигатля (Дагестан). Иерусалимская А.А. Некоторые вопросы изучения раннесредневекового костюма (по материалам анализа одежды адыго-аланских племён 8-9 вв.) Демаков А.А., Орфинская О.В. Об одном типе каменных статуй Верхнего Прикубанья. Горелик М.В. Образ мужа-воина в Кабарии-Угрии-Руси. Ковалевская В.Б. Волжский путь6-9 вв. по материалам компьютерных карт распространения поясов «геральдического типа» и бус. Белорыбкин Г.Н. Мода на украшения на территории Верхнего Посурья 9-11вв. Крыласова Н.Б. Женский костюм по материалам Каневского могильника.

Ответов - 22, стр: 1 2 All

bogdanovap: Жалко что петли подвеса пропали! Но вообще-то "меня терзают смутные сомнения": не вернее ли для традиции этого особого (по Кирпичникову) типа сабель особого же типа крепление петель - за щитком, как на обоих венгерских саблях и византийско-степных мечах,вроде вот этого меча хана Кубрата V в. из клада у Малого Перещепино? Смущает также цельное или на 3,4 металлическое покрытие ножен (чуть ли не как у сабель и палашей 1812 г.), причём драгметаллами (тот же меч): И вы обратили внимание, что у вполне сохранных "венгров", помимо перекрестия и навершия, по рукояти идёт ещё красивая полоса драгметалла под сгибом пальцев? Допустим, кольца с драгкаменьями на "Сабле Карла Великого" - съёмные, декоративные. Но полоса-то есть! Хотя, наша Гочевская сабля победнее будет. Может, на ней можно бронзовой полоской обойтись, и ножны бронзовым листом покрыть? Не золотя??! И даже не покрывая рукоять кожей ската??!!! Это я к тому, как правильнее реконструкцию делать. Сам не уверен.

bogdanovap: Ну вот, обещал изложить идею по сабельной рукояти после войны. Война кончилась. Французы разбиты соединёнными усилиями кавалерии, пехоты и артиллерии в моём родовом имении Мамоново и в лесах при р. Клязьме под Павловым Посадом. Пора излагать. На рисунке Самоквасова навершие сабли расположено странно: Кирпичников "поправил" его, загнув вперёд так, как это характерно для более поздних сабель , и в этой же логике чуть сгладил яблоко, сильно выступающее на рисунке Самоквасова в сторону ладони, "назад" от основной заточки клинка. Однако на аналогичной по форме Сабле Карла Великого яблоко выступает назад так же сильно, как на рис. Самоквасова , а на венгерской сабле выступ конца рукояти в сторону основания ладони выражен ещё ярче Таким образом, можно не сомневаться, что эта степная сабля имела в высшей мере эргономичную рукоять. Изгиб конца рукояти в сторону основания ладони знаком, наверное, многим по спортивным клинкам хорошего уровня. Он даёт упор для резкого подъёма клинка и удара его обратной стороной. Для кавалериста это означает, например, мощный удар обратной стороной сабли (хорошо заточенной минимум на треть) справа в горизонтальной плоскости, по движению коня, прямо в лицо противнику. В отличие от обычного удара главной заточкой, всадник может при ударе наклониться вперёд и, сидя очень жестко, бить всем весом тела и коня точно по движению, т.е. максимально используя скорость, да ещё на полную длину прямой руки (а не полусогнутой). Обычная сабельная рукоять при таком взмахе быстро уводит острие в колющий удар по линии движения, которая в принципе прикрывается щитом. Этот колющий удар наносится на незначительном расстоянии, если считать перпендикулярно движению. А крепкий упор рукояти в основание ладони позволяет, если клинок уже доворачивается из рубящего удара в колющий, с того же маха всаживать его по диагонали к движению - т.е. дальше и в зону, которая щитом прикрыта быть не может! В долее понятном для многих пешем бою эта рукоять усиливает удары снизу, во внутреннюю часть бёдер и пах, рубяще-колющий удар в живот, рубящий в подбородок. Посмотрите ещё раз на заточку Сабли Карла Великого - Она как раз сделана под такие серьёзные рубящие и рубяще-колющие удары, здорово облегчаемые обратным изгибом конца рукояти! Не хочу огорчать сторонников только рубящих ударов на эпоху викингов - оставим их для мечей. Но вообще-то изгиб рукоятей всех трёх приведённых сабель (в Гочевской он вытекает из изгиба черена) максимально удобен для колющих ударов. А именно они считались самыми результативными даже для откровенно рубящих японских мечей. Статистика отдельных битв Наполеоновской эпохи говорит о сравнительной малоэффективности сабельной рубки - в кавалерийских схватках были в основном раненые, а убиение надёжно достигалось г.о. прямым выпадом. Полагаю, что заказчики этих сабель 10 в. делали себе такие "пистолетные" рукояти вовсе не из любви к изогнутым линиям! И спрямление клинка на последней трети тоже говорит о желании вонзить его с максимальный комфортом :) Интересной особенностью рисунка Самоквасова является расположение колец подвеса с двух сторон несохранившихся ножен. Это можно было бы счесть случайностью, если не знать аккуратность Самоквасова и тот факт, что кольца расположены в точности, как позднейший мечевой подвес. От верхнего кольца короткий ремешок шёл к поясу вперёд, от нижнего - длинный за спину. Логичен вопрос: возможен ли мечевой подвес сабли в принципе? Находок у нас недостаточно, чтобы надёжно такое утверждать или отрицать. В конце-концов, сам кольцевой подвес западные европейцы переняли у кочевников, почему бы им не перенять его вместе с расположением колец? В Эрмитаже хранится испанский меч арабского производства 12 в., найденный в наших степях, с явно "родным" подвесом. Он - сабельный! (Разве что для левши - если при формировании экспозиции кольца расположили верно, а не перевернули весь меч для лучшего обзора) Итак, в среде, откуда кольцевой подвес вышел, меч могли подвесить, как саблю. Наверное, на Руси, в зоне соприкосновения культур кочевников и земледельцев, саблю могли подвесить, как меч. Остаётся вопрос, "что делать с Йети"? Что означает перевернутость перекрестья на рисунке Самоквасова? А кто его знает! Вдруг хозяин сабли был полным психом и прибил перекрестье на ножны? Типа: А подавитесь вы, степняки, своею традицией! Я принципиально буду сражаться саблей без перекрестья, с незакреплёнными накладками рукояти! Я предпочитаю считать предка здоровым и списать всё на неведомые обстоятельства либо похорон, либо раскопок. Но, повторяю - раз версия прибить перекрестье к ножнам есть, её сторонникам логично провести эксперимент с таким расположением деталей.



полная версия страницы