Форум » Общий » Культура Византии в период раннего Средневековья » Ответить

Культура Византии в период раннего Средневековья

Alyena: Для начала http://www.annaswebart.com/culture/costhistory/byzantio/

Ответов - 35, стр: 1 2 All

bogdanovap: Точнее было бы назвать эту тему: Костюм формирующейся феодальной знати (9-11 вв.) и высшего общества Центральной и Восточной Европы (12 в. и далее, в России до 17 в.). Дело в том, что византийской одежды на территрории Византии неизвестно (м.б. ещё будет найдена). Почти все византийские изобразительные источники (рукописи, ювелирка) сохранились также на территории Европы и отчасти Африки вне Византии. Но! Исследователи относят к Византии многие образцы ткани и, главное, стиль одежды и украшений, оказавший определяющее влияние на моду верхов формирующегося феодального сословия по всей христианской Европе, а к 12 в. полностью перенятый русскими князьями. Проще говоря: пока варварские военные вожди и их ближайшие сподвижники не отделяли себя от массы воинов, они могли пользоваться лишь элементами византийского костюма из своей добычи. Но, как только они стали себя выделять, они уже носили заимствованный у знати империи Ромеев костюм. Вообще то, что мы именуем "романский стиль", является стилем знати империи Ромеев - незавоёванной варварами части Римской империи со столицей в Константинополе. "Византией" эта греко-римская по сути империя, в полной мере унаследовавшая и развивавшая античную средиземноморскую культуру, стала называться в работах западных учёных с конкретной, хотя и невысказанной целью: доказать, что наследниками Рима и Греции являются племена варваров, захватившие и разграбившие Западную Римскую империю. А Русь, ставшая прямой наследницей непокорённой части Римской империи, от этого наследия отделена. Что один из патриархов, живущий в Риме под властью варваров - подлинный, а остальные "восточные" патриархи империи - нет. И т.д. Отбросив эти политические заморочки, мы можем сказать, что масса изысканных вещей в женской и даже мужской моде Эпохи викингов на территории Европы вообще и Руси в частности заимствована из "костюма Византии". Это, на мой взгляд, самые красивые шмотки и цацки, которые могут быть представлены на Русборге и Ладейном поле. Но, Алёна! Вы уверены, что народ осмелится это носить?! И что есть смысл их сюда загружать?!! Кроме того, есть ещё одно "но". Византийский стиль воссоздаётся по находкам очень широкого географического и хронологического диапазона. Скажем: "судить о том, как выглядела в материале верхняя туника с рельефов 9 в. мы можем по венской королевской тунике 12 в.". Определяющим для исследователей является понятие "стиль". Аналогично изучается и "технология". А в реконсе народ понимает в основном "предмет", "артефакт". На нём в воссоздании византийского костюма далеко не ускачешь. Ведь негласных соглашений реконструкторов о ненайденных, но носимых вещах, по Византии нет!

Alyena: Зачем же все сводить исключительно к реконструкции? Вот, к примеру, в моей группе В Контакте "Русский костюм и быт 16-17 вв." выкладывается информация и по царским вещам, и по исключительно красивым ювелирным изделиям, котрорые, разумеется, никто сейчас не возьмется реконструировать :) Но они же были! Надо как можно полнее представлять себе культуру той эпохи, которую изучаешь. В Византию приезжали практически со всех концов обитаемой земли. Восхищались ее культурой, одеяниями, роскошью храмов... Ну давайте воспринимать эту тему как игру в паломничество в Царьград :)

Alyena: Монеты Византии http://all-photo.ru/icon/index.ru.html?id=28281&kk=a0fbb7270e Образ императора в византийском искусстве http://all-photo.ru/icon/index.ru.html?id=26735&kk=7fecda87ad И так далее по сайту.


Alyena: По доспехам Византии http://ifolder.ru/10484118 Это я просто свою эл. библиотеку разбираю - что не нужно - выкладываю на файлообменник прежде чем стереть :)) Так что ожидается еще несколько новых тем на форуме :))

chainic: можете оценить мой вариант реконструкции раннесредневековых бус Византии и Исламского мира. пока прикидочная низка. http://www.ancienttouch.com/ancientbeads-necklaces.htm отсюда http://www.ancienttouch.com/n51.jpg http://www.ancienttouch.com/N58.jpg такие http://vkontakte.ru/photo-887678_123200003? и отсюда http://www.ancienttouch.com/n45.jpg такие http://vkontakte.ru/photo-887678_123200004? бусины ручной работы, все имеют аналогии в сообветствующий период.

chainic: http://www.ancienttouch.com/index.htm да и вообще посмотрите там раздел про византию. мнго интересных вещичек можно найти.

Jenya-pike: интересуют Византийские шлема 8-12в. Есть у кого-нить информация?

Eirik Olafson: Рубашечка на Византию http://members.ozemail.com.au/~chrisandpeter/manazan_shirt/manazan_instructions.htm#note2

chainic: маленький подарок от меня Gold bracelet of eight links 12th century Gold H: 19.7 W: 3.0 cm Iran "This bracelet's lightweight construction continues a characteristic of earlier Byzantine and Sasanian traditions. Each of the eight links consists of a pyramidal hollow "box," shaped from sheet gold and originally inset with a precious stone. On the sloping sides, inscriptions on a niello ground (blackened with a lead-silver sulfide mixture) bestow good wishes on the owner. Finely drawn sphinxes and griffins on the back of each link symbolize good fortune and well being. "

Микула: Это обалденный просто материал!!! То что мы давно искали. Там на сайте, кстати и стёганный доспех есть и дофига всего интересного.

bogdanovap: Спасибо, Эйрик! Византийская рубаха 8-10 вв. очень презентабельна. Мы, в общем, так и шили (включая именно эти швы и длину), только ластовица обычно шла отдельно. Зато суждение Сабуровой о наличии воротников-стоек в стиле "косоворотки" убедительно для народных масс подтвердилось и на 10 в.!

Alyena: С ластвицей там не очевидно. Клин заворачивается. Верхняя часть клина и выполняет функцию ластвицы. Это сложнее шить, чем отдельные ластвицы. Но это, возможно удобнее? Кто-нибудь уже шил, носил рубаху с таким кроем?

bogdanovap: Я вшивал ластовицу отдельно - но сейчас попробую и так. Интересно же! Результат отпишу. К пониманию воинской культуры Византии и её восприятия на Руси: прочтите Повесть о Дигенисе Акрите (Акрит - пограничный страж, здесь - что-то вроде воеводы богатырской заставы или маркрафа). Она создавалась, как полагают филологи, в X в., и перерабатывалась затем долго. Но на Руси текст был переведён уже в XI-XII вв. и стал очень популярен. Александра Невского, например, современник сравнивал с Дигенисом Акритом. Для нас важно, что Пушкинский дом издал именно древнерусский перевод с греческого, т.е. в нём нет новогреческих реалий "моложе" XII в. Зато о воинских нравах и материальной культуре, о вооружении и его применении сведений масса. Эпический герой литературен, зато фон весьма богат и реалистичен. Для начала лучше прочесть перевод на современный литературный язык.

Alyena: Огромное спасибо за ссылку! Многих произведений у меня в библиотеке. Кто еще не понял - там можно прочитать все шедевры Древнерусской литературы! Как по древнерусски, так и в современном переводе. Реконструкторам давно пора выходить на новый уровень - вплотную изучать письменные источники.

Alyena: http://community.livejournal.com/byzantium_ru/ - сообщество ЖЖ о Византии http://www.byzantium.ru/ - Византия - культура, история и искусство http://byzantion.ru/ - Византийская держава http://miriobiblion.narod.ru/ - Библиотека произведений античных и византийских авторов http://www.vostlit.info/ - Восточная литература. Средневековые исторические источники Востока и Запада http://vizantia.info/ - Византийский урок http://tsenina.narod.ru/konstantinoupolis.htm - Константинополь http://mirasky.h1.ru/byz.htm - Искусство Византии http://byzantinorossica.org.ru/index.html - Санкт-Петербургское Общество византино-славянских исследований

Alyena: Группы в Контакте Византия, XII в. http://vkontakte.ru/club2164906 Держава Ромеев http://vkontakte.ru/club996163 (много источников)

Mstislava: я вшивала такие клинья. достаточно геморно, но в носке удобно и смотрится красиво. на аватаре на мне рубаха с именно такими "длинными клиньями". зато у византийской рубашечки ворот оформлен - как на аланских платьях того же периода!

Alyena: Византийское шитье http://vkontakte.ru/photos.php?act=album&id=77605358

Alyena: Иконы, миниатюры, церковное шитье Византии http://www.russian-icon.ru/ru/iconography/mini/index.php

Alyena: Исследования по истории, быту Византии от раннего Средневековья до 14 в. В том числе очень полезная обобщающая работа - Г. Г. Литаврин КАК ЖИЛИ ВИЗАНТИЙЦЫ http://ifolder.ru/10642407

bogdanovap: Ой, спасибо! Литаврин - это голова. Я у него ещё в юности доклад в Центре делал :) Сограждане, обратите внимание, что в Алёнином подарке, кроме Литаврина, ещё несколько замечательных работ! Алёна, только Васильев у меня не открылся, комп. не понимает расширения .djvu

bogdanovap: Девушки, спасите-помогите! Не могу разобраться с бусинами на кон. 12 - первую пол. 13 вв. Ситуация такова. Принцесса Ника шьёт нам с Николой Вороном изумительные тряпочки, а мы отдаривается. Никола сейчас делает ей рязанские бармы (серебро с чернью и гравировкой), но не может изготовить "родные" серебряные бусины (большие, примерно 1,5 на 3 см.). Вопрос 1. Можно ли заменить их бусинами из стекла (украшение всё равно женское). Хрусталь-сердолик-янтарь ставить не хочется - это не подвиг. Вопрос 2. Если можно, то как правильно выбрать бусины из коробки с бусинами ручной работы (антуражно наверченными). Есть прозрачные и непрозрачные, с цветочками и двухцветными глазками, трубочки из цветных слоёв, трубочки ребристые и т.п. Ести похожие на Византию (Нике это подходит), есть - на Киев и Новгород (что катит по периоду). А выбрать-то как?! Я, конечно, сунулся в статью Щаповой, посмотрел её таблицы - и понял, что ничего не понял. Глаз-то не набит! Где можно посмотреть образцы больших стеклянных бусин, в ассортименте - ума не приложу. Торговый зал т-форума прошёл и ничего не понял - глаз не видит. У Йона вирус сидит. Приведённые выше ссылки ещё раз пересмотрел - мало! А Алёна, Елена и, наверное, другие дамы наверняка видят этот предмет насквозь. Может, образуете бедного меня? Или честно скажите: "Суета это всё ошибочная. Ищи серебро и не выдумывай!"

Alyena: "Суета сует", верно. На бармы стекло ставить не стоит. Лучше постараться найти серебро. Хотя бы попроще. По поводу бусинного выбора вообще - регистрируйтесь В Контакте и самообразовывайтесь :)) Есть группа по бусам - мы там энциклопедию создаем исторических бус - крупные фото и вся сопутствующая информация http://vkontakte.ru/club887678 Андрей Петрович, формат djvu можно смотреть, скачав вот эту программу http://djvu-inf.narod.ru/

bogdanovap: Не-а, в бусинах я тогда не разберусь - их же целое море. Поставлю серебро. Надо быть проще! ... Да, со стеклом я погорячился. Только что мастер (Никола Ворон) отписал по тем самым бармам: "Сегодня мне реставраторы этого клада скинули их размер. Я просто в шоке. Центральный медальон - 8 см в диаметре, средние по 7,5 см!!! Это почти тарелки! Из них же есть можно!" А он, бедняга, такие ещё и своей жене обещал :) Фиг ему теперь, а не новый серебряный пояс - всё серебро в бармы уйдёт :)

chainic: Да, некоторым девам везет с теми кому они по бартеру тряпочки шьют! С моих вот заказчиков в основном че попроще можно получить - ножики котелочки тапочки.... :) Да, у меня тоже серебряные бусины стоят в плане костюма. Часть прикупаю (могу подсказать где и кого) часть заменяю оловом посеребренным благо олово льем сами. Всеж не миллионерка :)

bogdanovap: Да, Леночка, с деньгами у всех проблемы, даже у богатых. Но если подскажешь, у кого посмотреть оччень большие серебряные бусины (2 на 3,5 см.) - буду крайне благодарен. А "бартер" у Принцессы Ники отчасти символический. Так джентльмены выражают ей своё почтение к византийскому престолу и культурным ценностям. Ведь приятно же Даме услужить! Я недавно крошечный дамасский ножичек поднёс из обломочка натуральной сабли, с красненькими, козлиной кожи ножнами в прорезной оковочке, скромно усыпанный мелкими рубинчиками... Вот что бывает, если носить парадный наряд :) ... Впрочем, глядя на новую аватарку Эйр, глубоко так чувствую: можно и без парадного наряда!

Alyena: Костюм. Так сказать, с миру по нитке :))) http://afield.org.ua/mod3/mod42_1.html http://gorod.crimea.edu/librari/ist_cost/vizant/str_01.html http://www.tforum.info/forum/index.php?showtopic=3493 http://www.classicbelt.ru/about_belts/history/part.php?id=byzantineBelts http://poshiv.narod.ru/inform/3/13.html http://members.tripod.com/%7EBlackTauna/byzantine.html http://www.cross-roads.ru/dress-history/byzantine-kaminskaya.html

bogdanovap: Спасибо большое! Посмотрел ещё раз эти картинки, особенно мозаики в Ровенне, и с грустью понял: всё-таки на мужчинах шоссы. А на ногах-то - не сапожки, как обычно думают, а шоссы или даже чулки, заправленные в парадные сандалики или ботиночки.- Как в комплексе Роджера II сапожки, снизу не орнаментированные, заправлялись в красивые ботиночки. Это, наверное, самый разумный способ носить сапоги-чулки вне внутренних помещений дворца, без ковров. И углы плащей, утяжелённые, по золотой парче, каменьями - это да!

Alyena: Музей в Херсонесе http://www.chersonesos.org/?p=museum_exh&l=rus

Alyena: Название: Как жили византийцы Автор: Г. Г. Литаврин Издательство: Наука Год: 1974 Страниц: 233 Формат: PDF (OCR) > RAR http://www.infanata.org/society/1146110240-kak-zhili-vizantijjcy.html

Alyena: Не уверена, что особо ценная книга, но все же :) Название: Византийская пехота 900-1204 Автор: не указан Издательство: Артемовский военно-исторический клуб "Ветеран" Год: 2002 Страниц: 40 Формат: PDF > RAR Размер: 45,1 MB http://www.infanata.org/society/history/1146110053-novyjj-soldat-204.-vizantijjskaja-pekhota-900-1204.html

Alyena: Не уверена, что миниатюры ранние, но все же. Византия, инициалы из рукописных книг. Подскажите, если кто знает, датировку, пожалуйста!

Alyena: Мученичество Маккавеев. Миниатюра. Минологий. 1063 г. Константинополь.

Alyena: Васильевский В.Г. Советы и рассказы византийского боярина XI века. 1881. http://rapidshare.com/files/170754413/Vasiljevskij_V_Sovety_i_razkazy_vizantijskogo_boyarina_XI_1881.pdf http://rapidshare.com/files/220400454/Vasiljevskij_V_G_Sovety_i_rasskazy_vizantijskogo_boyarina_XI_1881_ZMNP.pdf Веселовский А.Н. Генварские русалии и готские игры в Византии. 1885. http://rapidshare.com/files/212248284/Veselovskij_A_N_Genvarskie_rusalii_i_gotskie_igry_v_Vizantii_1885_ZMNP.pdf

Alyena: Кондаков Н.П. Изображения русской княжеской семьи в миниатюрах XI века. 1906. http://rapidshare.com/files/149103703/Kondakov_N_P_Izobrazheniya_russkoj_knyazheskoj_semji_na_miniatyurah_XI_1906.pdf Кондаков Н.П. История византийского искусства и иконографии по миниатюрам греческих рукописей. 1876. http://rapidshare.com/files/149103396/Kondakov_N_P_Istoriya_vizantijskogo_iskusstva_i_ikonografii_1876.pdf Кондаков Н.П. Мозаики мечети Кахрие-Джамиси в Константинополе. (Записки Императорского Новороссийского ун-та, том 31. 1880). http://rapidshare.com/files/201389483/Kondakov_N_Mozaiki_mecheti_Kahrie_Dzhamisi_v_Konstantinopole_1880_ZNU.pdf Кондаков Н.П. Муньос А. Византийское искусство на выставке в Гротта-Феррата. Рим, 1906. (Отзыв). 1907. http://rapidshare.com/files/220375908/Kondakov_N_P_Munjos_A_Vizant_iskusstvo_na_vystavke_Grotta_Ferrata_Otzyv_1907_ZMNP.pdf



полная версия страницы