Форум » Общий » вышивать или не вышивать? (продолжение) » Ответить

вышивать или не вышивать? (продолжение)

Эйр: Здравствуйте! Хочу вышить свой костюм. Помогите кто сможет с рисунками реконструкторскими вышивки. Очень буду благодарна.

Ответов - 267, стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 All

bogdanovap: Спасибо за очередную статью Фехнер! Какой живучий сюжет в вышивке: чередующиеся птички-деревья с вьюнком-бордюром! А сам вюнок - так насквозь идёт с Чёрной могилы до монгол. Об чём я и говорил год назад! И практически все сюжеты можно видеть на византийской ювелирке с 9 века как минимум. Алёна, у Вас в Новгороде, как войдёшь в музей в Кремле, такая классическая птичка на рукояти византийского сосуда сидит (на память - 11 в.). Красоты дивной! Итого: можно на всех приведённых картинках своими глазками увидеть, что распространённые в обществе орнаментальные сюжеты проходят через вышивку так же, как используются в ювелирке, архитектуре, косторезном деле, кожевенниками, изготовителями деревянных ложек и т.п. Вы скажете: Кто бы сомневался?! Ан ведь некоторые не верят в этот старый научный постулат доселе :) И второе. Если бабушка Фехнер и её более молодые коллеги не выделяют развития сюжетов в пределах X-XIII вв., значит, не имеют основания для такого заключения. Т.е. я, как профессиональный историк, видя на платье X в. вышивку по артефакту, датированному XIII в., не имею права утверждать, что "такой вышивки в X в. не было". Особенно если она выполнена в господствовавшей в X-XII вв. технике "на проём". Аналогично вышивка из Чёрной могилы не может рассматриваться как анахроничная в XIII в., т.к. её сюжет и техника исполнения продожали жить и воспроизводились, конечно же, в бесчисленном числе образцов, их которых до нас дошли крохи. Наконец, последнее. Если реконструктор не имеет целью воспроизвести личность конкретного хозяина (или хозяйки) вещи, в данном случае - вышивки, он должен не стежок за стежком копировать её (включая цвет шёлковой основы), а воспроизводить технику исполнения и орнаментальный стиль. Т.е. стать на место мастера и/или заказчика того времени, когда двух совсем одинаковых сложных предметов не производилось. Учиться можно и на копиистике, но застаиваться в ней - значит, не делать следующего шага в реконструкции.

Лиска: " на прокол" - бранная (набор)?

Alyena: "На проем" - это когда нитку протаскивают сквозь ткань. Другая техника - "в прикреп" - золотую или серебряную нить не протаскивают сквозь ткань, а выкладывают ею линию узора и прихватывают тонкой шелковой нитью. При работе "на проем" чтобы не портить золотную нить, сначала прокалывают специальной проколкой дырочку, потом через нее протягивают нить. На изнаночной стороне стежки делают совсем крошечными, ради экономии дорогой нити.


human: to Лиска "в прокол" - это разновидность техники "в прикреп". Чтобы лишний раз не объяснять на пальцах, забейте в поисковик "underside coachin" - это оно. Ален, с проемом не все так ясно, как хотелось бы... Во-первых, на фоне ряда терминологических ошибок, допускаемых в статьях, есть вероятность, что не все вышивки, атрибутированые как шитье "на проем" таковыми являются... К сожалению, выяснить это, в некоторой степени, затруднительно. Во-вторых, есть сугубо технологические нюансы, как например, качество металлического покрытия нитки. Не все золотные нити годятся для этой техники.

Alyena: Совершенно верно. К тому же, шитье на проем требует навыка. Ради экономии нити и нервов, лучше в прикреп вышивать. :)

human: to bogdanovap нельзя же так пугать Я уже думала, что у меня либо с глазами что-то не то, либо с головой... ломтик ткани из Ц-301 тканый, золототканый. Не шитый.

human: Упс... ссылку забыла :) http://i219.photobucket.com/albums/cc43/bogdanovap/tkani/301.jpg вот этот

bogdanovap: Human, всё может быть в нашем мире, но чтобы наверняка сказать - надо у Фехнер посмотреть, это же "её", ГИМовское. А Алёна нужные статьи Фехнер выложила.

human: Чтобы сказать наверняка, нужно хорошо рассмотреть предмет... З.Ы. вообще-то согласно указаной статье, тряпочка тканая :)

Alyena: Сразу предупреждаю - информация для тех, кто шьется на 12-нач. 13 вв. Вышитые воротнички, опястья и пояс из княжеского погребения в Софийском соборе в Новгороде. Отреставрированные вышивки, ч/б и цветное фото. Подарок Андрею Петровичу из Великого Новгорода :) Седов Вл.В. Погребение 7 в Мартирьевской паперти Софийского собора в Новгороде и золотное шитье с изображением Вознесения Александра Македонского.Московская Русь.М.,2008, стр 64-89 http://ifolder.ru/10698112

bogdanovap: Исполать тебе, болярыня, за вышивку с княжьего плеча! Даже тем, кто не думает о золотном шитье, рекомендую лишний раз посмотреть традиционный для Древней Руси орнамент: нет ни малейших оснований считать, что он возник вдруг только к концу 12 в., и не бытовал в народной культуре ещё в 10 в. Кстати, и крой ворота мужской рубахи, и парадный пояс из Новгорода - не новая мода на Руси. Именно такой крой ворота, но почему-то без стойки, используется подавляющим большинством реконструкторов викингосии.

Alyena: Клочко Л., Строкова Л. Текстиль с древнерусского могильника поблизости с. Шарки с раскопок В.В. Хвойки. Статья на украинском яз. Клочко Л., Строкова Л. Текстиль с древнерусского могильника поблизости с. Шарки с раскопок В.В. Хвойки. http://ifolder.ru/10734281 В дополнение - цветные фото из Киевского музея http://vkontakte.ru/photos.php?act=album&id=70526195

Alyena: Простенькая вышивка из финно-угорских могильников http://archcostume.narod.ru/efimova.htm

Alyena: Если кто еще не видел - текстиль из Дании. Есть элемент с вышивкой http://oldtiden.natmus.dk/udstillingen/vikingetiden/mammengraven/dragten/language/dk/

Helgi Stalingrad: СПАСИБКИ за всё :)

Alyena: Находка вышивки на Украине. 11-13 вв. http://reconstructor.org.ua/forum/viewtopic.php?t=118

bogdanovap: Тут надо было срочно дать советы мастерице по работе с неткаными материалами, в т.ч. по украшениям, прямо связанным с проблемами вышивки. Полагаю, и другие любительницы красивой одежды найдут в письме кое-что полезное. Итак: Из нетканых материалов можно изготавливать верхнюю одежду и "одежду для ног". Общий вид древнерусской верхней одежды М.А. Сабурова в книге Древняя Русь. Быт и культура. М., 1997, представляет нам так: ссылка Здесь особенно интересны почти не реконструируемые короткие кафтанчики, которые будем условно именовать "курточками" (№ 11, 13, на мальчике № 3, на юноше сильно удлинённый вариант № 8). Свои размышления о кафтанчиках Сабурова выразила на другой таблице (таблица). Из неё видим, что реконструкция первой таблицы под № 8 опирается на реальное платье начала XIII в. из раскопок М.К. Каргера в Изяславле. Но Сабурова явно не была уверена, что подол пришивался только в сборочку: на № 13 она едва обозначена, а на № 3 её вовсе нет (на кривичке с другой таблицы - см. фигуру справа - даже не вполне видно, что это отдельная верхняя одежда: ссылка) Действительно, если посмотреть на инициалы и, особенно, на танцущую в такой курточке девушку с короны Константина Мономаха (11 в.) ссылка, эта одежда может быть не отрезной по талии и даже вообще не разрезной (просто - короткая свита). Вот она во всех подробностях: ссылка. Ради любопытства можно посмотреть вообще все картинки одежды "По Сабуровой" и всякие доп. материалы в разделе "Одежда": ссылка. В этом разделе помещены и сводные таблицы вышивок, по рисункам которых, меняя в зависимости от материала масштаб, можно смело украшать тканые и нетканые материалы на Древнюю Русь. Прикладываю к письму также богато иллюстрированную статью Фехнер о древнерусском золотом шитье 10-13 вв. в ГИМ. Общими являются также составленные редактором и автором этого тома Т.И. Макаровой таблицы орнаментов, применявшихся в рукописях, ювелирном деле, при украшении ткани и кожи, резьбе по дереву, на фресках и в архитектуре. Короче говоря - всюду. Макарова полагает, что систематизированные ею растительные и геометрические орнаменты могли использоваться всюду и всегда в пределах Древней Руси, т.е., по периодизации тома, в IX-XIV вв. (а сама Татьяна Ивановна полагает, что и много позже). Вот растительный орнамент страница 1 ссылка и страница 2 ссылка (их лучше распечатать и склеить). Так же надо поступить с таблицами геометрических орнаментов 1 ссылка и 2 ссылка. Как сочетать орнаменты, подсказывают, например, вышивки на вороте и манжетах мужской рубашки рубежа 12-13 вв. из Софийского собора в Новгороде: ссылка 1, ссылка 2, и вот фрагмент в цвете: ссылка 3. А вот вышивка на концах очень длинного (концы свисали ниже колен) пояса, который, кстати сказать, также может быть изготовлен из нетканых материалов (и тогда орнаментирован хоть по всей длине): ссылка 4. Для сравнения (и посрамления любителей привязывать вышивку к точным датам) - вот как похоже была украшена мужская рубаха из того же Новгорода, но на целых 100 лет раньше (рубеж 11 и 12 вв.): чисто растительный орнамент ссылка и милейшее сочетание византийских птичек с деревцами, а также бессмертный вьюнок: ссылка. Я обещал ещё написать, что можно надеть на ножки. Снаружи в любом случае обязана быть кожаная обувь, от сапог и маленьких сапожек до ботиночек и крохотных тапочек, как гладкая, так и орнаментированная (см. таблицы Сабуровой № 69 ссылка, а также более позднюю и редкую обувь на таблице 70: ссылка. Красивая обувка реконструирована Сабуровой также на табл. 71 ссылка и 73 ссылка, украшена она даже у крестьяночек на табл. 76 ссылка и 78 (где даны изысканные тапочки-лодочки): ссылка. Под обувкой можно носить богато украшенные ноговички до колен и выше, с симпатичным ремешком или подвязкой под коленом. Красивые ноговички сделала для мужчины вот эта чешская дама, с приведением источников ([url=http://curiavitkov.cz/prace37.html ]адрес[/url]), только она не стала делать внизу носочек, но ограничилась штрипкой. А вот Алёна привела ссылочку на изображение ноговичек чешского князя Само: ссылка. (У девушек, понятно, задранные юбки не изображали, так что видим мы это только на мужчинах). Цвета основной материи и орнаментов (с разными оттенками и переходами): синий, зелёный, красный, пурпурный. жёлтый, коричневый, малиновый, а чёрный - только у изделий из чёрной шерсти. Сочетания цветов очень яркие, а украшения обильные (напр.: ссылка). Причём не только в века процветания Древней Руси, но и на самую суровую Эпоху викингов. Вот этот, например, знакомый до слёз вьюнок на скандинавской вышивке 10 в. ссылка по цветам раскладывается так: ссылка. А эти милейшие мордашки с викингосовской вышивки того же времени ссылка, так: ссылка. И последнее - о сложном орнаменте. В принципе, его сложность не ограничена. При этом сложные орнаменты столь же всеобщи, как простые, приведённые выше. Например, красивые мифические животные на новгородской вышивке рубежа 12-13 вв. вполне кореллируют с архитектурным декором, приведённым Сабуровой на таблицах 112, 113 и 114. Вы смело можете использовать эти сюжеты в украшении одежды. Не верите? Тогда прицельно сравните передачу неизбитого, мягко говоря, сюжета "Воскресения Александра Македонского" на княжеской вышивке и на рельефе Дмитровского собора во Владимире (Вышеприведённая таблица Сабуровой 113, в не1 № 8): фрагмент таблицы. А заодно сравните изображения святых на таблице 113 с ещё более архитектурным орнаментом на новгородской вышивке 12 в.: образец. Но, скажете вы, это изображения приблизительно одного времени. А как же расширительное использование орнаментальных сюжетов по хронологии? Тогда сравните архитектурных лёвиков и тянитолкайчиков в обнимку с мировым деревцем на Руси второй половины 12 начала 13 вв. с византийскими богато расшитыми тканями 10 века: ссылка, другая ссылка и третья ссылка. Из Византии пришли и святые, и птички (включая тех, что бурно используются для знамён на викингосию), и зверушки, и мировые деревца - именно с точки зрения изобразительного стиля. А там у нас есть по хронологии запас в несколько веков. Главное, не забывать о симметричности в украшении (как архитектуры или, например, ложки, так и одежд). Если вы даёте, например, большой сюжет "Вознесения Александра Македонского" на спину курточки, то центральная ось картины проходит точно по позвоночнику. Если вы делаете медальоны - они должны располагаться на одной оси и зрительно уравновешиваться. За сим позвольте откланяться - убываю в гости к Александру Невскому.

Truggvi Rosti: Я умиляюсь. ФОРУМ ПОСВЕЩЕН В ОСНОВНОМ ЭПОХЕ ВИКИНГОВ. А это до второй половины 11 века. (и еще 17 веку) А темы обсуждают по 12-13. Чай, адресочком не обшиблись?

Lyudmila: А где написано, что это так?

Alyena: Если столько народа заинтересовалось 12-13 вв., значит тема нужная. Можно, конечно, отдельный форум создать, взялся бы кто его делать...



полная версия страницы