Форум » Общий » Немного о средневековых штанах и крестьянских портах 19в. » Ответить

Немного о средневековых штанах и крестьянских портах 19в.

Микула: По видимому, назрела необходимость раскрыть тайну русских портов. Занимаясь русским костюмом, я довольно часто сталкивался с кроем штанов, который описывался исследователями следующим образом: «два полотнища пригибали пополам и сшивали, а сзади и спереди вставляли по клину. Эти сшитые клинья составляли ширинку». (Использование элементов… 1988) Совершенно ничего не понятно. Рисунки, приводимые в книгах, также ничего толкового не давали. Кончилось дело тем, что я пошёл в наш музей и попросил показать мне крестьянские порты. Мне дали рубаху и порты, которые по научному называются «посадная рубаха и порты венчального костюма третьей четверти 19в». Хранятся они в Тамбовском областном краеведческом музее, инвентарный номер - ТОКМ.КП. инв.8798-1,2. «Посадным» этот комплекс называется, потому что в нём жених «сидел» на свадьбе. Суть в том, что штаны действительно скроены из двух прямых полотнищ-«галош», которые составляют собственно штанины. Далее кусок ткани такой же ширины, длиной немного меньше «галош» разрезают по диагонали. Получаются два прямых треугольника - клинья. Затем клинья пришиваются к «галошам», один клин к одной «галоше». Длинной стороной треугольника к одной и той же стороне «галоши». Схематически порты собраны вот таким образом. Теперь каждая короткая сторона треугольных клиньев пришивается к соседней «галоше». Затем, начиная с любого нижнего края «галоши», края галоши сшиваются между собой. Потом шов доходит до клина, пришитого длинной стороной к данной «галоше» и край «галоши» пришивается» к «родному» клину. Затем, шов доходит до клина на противоположной «галоше» и клинья сшиваются между собой, ведь клин на другой «галоше» уже пришит к ней длинной стороной. Шов не прерывается и идёт дальше. Соединение клиньев кончается, и начинается «галоша», противоположная той с которой всё началось. Потом кончается и клин, и края противоположной «галоши» сшиваются между собой. Смотрите фото. Здесь штаны разложены так, что шов виден почти по всей длине. Ручками выложен один клин. Швы хорошо видны на полосатой ткани, в их месте полоски «ломаются». Шаг со стороны преднего клина. Шаг со стороны заднего клина. В результате получается нечто вроде ленты Мёбиуса. Штаны приобретают «трубчатую» объёмную форму. Их невозможно разложить в плоскости как, например, рубаху. Порты крестьянские вид спереди. Порты крестьянские вид сзади. Верх портов обшит сложенной пополам довольно широкой холщёвой лентой. На передней стороне штанов сделан надрез для удобства одевания. Обычно при реконструкции славянских штанов на раннее средневековье употребляется следующий крой. Два полотна сшиваются между собой, а в шагу вставляется ромбический клин. (Рабинович М.Г. 1986, стр. 44) Однако, по изображениям видно, что русские штаны довольно узкие и хорошо облегают ногу. (Рабинович М.Г. 1986, стр. 44) Выше приведённый крой с ромбической ластовицей даёт совершенно иной силуэт. Если штанины будут прямоугольными по всей длине, как это предлагается, то они не дадут облегающего силуэта. Силуэт получается ближе к шароварам. Крой крестьянских портов гораздо ближе к облегающему силуэту. Уверен, что опытная портниха, подобрав ширину ткани и длину клиньев, может добиться практически облегающего силуэта. Особенно, если использовать тонкие шерстяные ткани. При этом, даже очень узкие от бёдер, эти штаны совершенно не стесняют движений ног. Это были размышления по поводу силуэта. Другим немаловажным фактором является абсолютно экономичный крой. Штаны кроятся так, что обрезков просто нет. Ткань уходит полностью. Вот поэтому я полагаю, что крой средневековых русских портов был очень близок крою вышеприведённых крестьянских портов 19 в. Замечу только, что вместо пуговицы можно успешно использовать «гашник» - шнур или тесьму, продёрнутую под обшивку, как указывает Рабинович М.Г. (Рабинович М.Г. 1986, стр. 44) и как это известно по материалам русской этнографии (Использование элементов… 1988). Поразило меня и тот факт, что штаны, как и рубаха, были сшиты швом, известным по находкам текстиля в Хайтабю. (Inga Hagg 1984, стр. 150) Этот же шов использовался на византийской рубахе 8в. и на аланских кафтанах 8-9 вв.( Peter Beatson. 2008; Доде З.В. 2001, стр. 14-15) Использование элементов народной одежды Тамбовской области в костюмах для художественной самодеятельности. Методические рекомендации руководителям и участникам коллективов декоративно-прикладного творчества. Тамбов. 1988 Рабинович М.Г. Древнерусская одежда 9-13 вв. // Древняя одежда народов Восточной Европы. Материалы к историко-этнографическому атласу. М «Наука» 1986 Inga Hagg. Die textilfunde aus dem Hafen von Haithabu. 1984. Доде З.В. Средневековый костюм народов Северного Кавказа. Очерки истории. Москва. Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 2001. Peter Beatson. A Byzantine Shirt from Manazan Caves. 2008 // http://members.ozemail.com.au/~chrisandpeter/manazan_shirt/manazan_instructions.htm

Ответов - 129, стр: 1 2 3 4 5 6 7 All

Векша: источник уровня штанишек Торсберга - римская статуя "плененный галл" (опять не помню какая страница из Вейса). Просто широкие штаны и рубашка.

Sophia: Уникальные находки горизонтального стана еще не факт их распространения. Разброс между черниговской и тверской находками 100 лет.

Sophia: Штаны Skjoldehamn, несмотря на отсутствие точной датировки рассматриваем? там вообще ластовицы нет


Sovuschka: Стас, байку по написание работ я слышала от Зорина ещё 2 года назад. И пользоваться таким примером не хочу. Впрочем, как знаешь сам, все наши музейские тоже Про этнографию большое спасибо, возьму на заметку. Думаю, хорошая схема для изучения связи этнографии и археологии

Николай: Кстати, в том же Торсберге найдены еще одни штаны. При общей схожести кроя с часто нами поминаемыми, они так же похожи на приводимые тут из 3 кусков, поскольку конструктивно так же имеют 3 части)) Еще одни ранние штаны найдены в Дамендорфе.

Сигурд Хёдинсон: Sovuschka и я не хочу. и надеюсь что мало кто это использует. но упёрто давить что всё традиционно полагаясь просто на слово нельзя. есть работа доказывающая традиционность кроя от 9 до 19 века? я такой не знаю. не заявляющая о традиционности, а доказывающая её. Sovuschka пишет: Думаю, хорошая схема для изучения связи этнографии и археологии ага. а если при этом ещё поглядеть всё тоже самое развитие того ж еэлеменат одежды у прямых соседей, и контактных групп, заимствования от этих контактных групп в других разделах, вот только тогда и можно будет с какой-то ДОЛЕЙ уверенности о чём-то гвоорить.

Sovuschka: Стас, ты погодь. Годика через два, думаю, будет тебе такая работа, а то и не одна. Судя по тому, кто собирается диссеры по костюму писать. Так что можешь выступить соавтором

Alyena: Соавторов хватает, материала не хватает ;)) Кстати, Николай, вот интересная параллель - штаны Рис. 97 ОЧЕНЬ напоминают наши любимые восточные с треугольными вставками. Вот это действительно что называется, крой, проверенный временем ;)) Но для ранней эпохи - не знаю, не уверена. Хотя не противоречит принципам кроя известных вещей средневековья. Материал к размышлению. Ради интереса - взялась подсчитать все разновидности кроя этнографических штанов разных регионов. Дошла уже до 30 видов. И это я еще южные районы не смотрела :))

Sovuschka: Алёна, вы южные какие считаете? Я по Курску пока только варианты Микулы и украинские шаровары видела. А материалы - копать, копать, копать:) Авось, что и откопаем

Микула: Николай пишет: Кстати, в том же Торсберге найдены еще одни штаны. При общей схожести кроя с часто нами поминаемыми, они так же похожи на приводимые тут из 3 кусков, поскольку конструктивно так же имеют 3 части)) Еще одни ранние штаны найдены в Дамендорфе. Давайте будем брать только 9-11 вв. и только образцы с читаемым кроем. Сами меня упрекаете в приверженности к этнографии, а сами в очередной раз говорите о Германии 4 в.н.э. Оставьте немцев в покое. Рассмотрим аланские штаны. Они зафиксированы на Кавказе. Прямого контакта кавказских алан с Русью не было. Могло быть опосредованное, через Хазарский Каганат. Николай уже несколько раз убедительно доказал, что аланы и хазары это разные народы. Значит аланские штаны отпадают. У скандинавов нет образцов с читаемым кроем. Остатки из Хедебю таковым признать никак нельзя. Схожесть их с кроем штанов из Торсберга предполагаемая. Остаются финно-угры. Мордва отпадает сразу. Там штанов вообще не найдено. Свои штаны я брал с этнографических. Но у мордвы, в отличие от славян археологически чётко прослеживается связь кроя 9-11 вв. и этнографического. (это для противников этнографии) Подробнее можно посмотреть в моём паспорте. Нужно искать у других финно-угров. Кстати, чем громить этнографию, как знатоки восточного костюма лучше бы поискали какие портки на Востоке в 9-10вв. больше всего похожи на шаровары, упоминаемые Ибн-Фадланом. И есть ли они там вообще в качестве читаемых артефактов.

Alyena: Софья, штаны Skjoldehamn не совсем точно реконструировали. По крайней мере, носить их так, как предположили, затруднительно - будет рваться в промежности. Возможно, средняя деталь была просто утеряна - утраты-то там значительные. И это по-любому не раннее средневековье. Хотя вещь действительно очень ценная. Варианты реконструкции:

Sophia: второй вариант более функциональный.

Alyena: Да, только не совсем понятно, на основании чего они так решили? Там такие обрывочки нашли... одно понятно - это штаны :) На мой взгляд, вот так не правильно реконструировали Ну и для справки - если еще кто не видел эту подборку по средневековым штанам http://www.personal.utulsa.edu/~marc-carlson/cloth/trousers/breechesindex.htm

Николай: Я все больше убеждаюсь в необходимости переквалификации на хедебюжца))) Перечитал вот на досуге статейку по рубахе из Виборга : Было общепринято считать, что ткацкий станок времен викингов был с вертикальным направлением основы. Поэтому вызывают специфический интерес некоторые из многих деревянных остатков из Hedeby - хорошо сохранившееся колесо шкива, которое является необходимой частью ткацкого станка с педалями и горизонтально расположенной основой. Подобные колеса известны, для 10-ого столетия в Гданьске и Ополе и для конца 12-ого столетия в Sigtuna и Lodose. Грузы для основы вертикального ткацкого станка также были найдены, так что мы должны предположить, что оба типа ткацкого станка были в использовании одновременно. И закономерный вывод : Испытания показали, что вертикальный ткацкий станок может быть менее подходящим для переплетения более тонкого полотна, тем более, что неэластичные нити основы не могут противостоять весу грузов. Материал, который ткут на вертикальном ткацком станке также характеризуется неровной плотностью, в то время как горизонтальный ткацкий станок дает лучший результат. Но надо учитывать, что разговор идет про крупные городские торгово-ремесленные центры, где народишко мог себе позволить и места побольше под станок выделить. + далеко не все климатические зоны подходят для культивирования льна.

Alyena: Реконструировать имеет смысл именно горожан - и заиствований много, и торговля опять же... Но штанов в Хедебю так же не нашли :)

Николай: Да вот как раз единственная археологическая хоть сколько-то вменяемая информация по этому предмету для Скандинавии эпохи викингов у нас есть только для Хедебю.))

Alyena: Насчет вменяемой, это сильно сказано :))) Хорошо бы по находке этой хоть что-то вменяемое в смысле исследований почитать. Есть такие исследования? А то трактуют как хотят :)

Николай: А есть другие трактовки?

Alyena: Ну несколько вариантов штанов по этой находке я видела. На ТФ сейчас очень неудобно что-то искать, но там как раз несколько интерпретаций и выкладывали Я не сомневаюсь, что фрагменты правильно интерпретированы как остатки ластовицы штанов, но почему именно широких? И чем осусловлена длина?

Микула: Кроме этнографических штанов лично я других вариантов пока и не вижу. Была здравая мысль заимствовать артефакт у соседей, но получается, что собственно и заимствовать то нечего - по причине отсутствия находок штанов с читаемым кроем. Сигурд Хёдинсон пишет: но упёрто давить что всё традиционно полагаясь просто на слово нельзя. Сигурд, а нет другого выхода пока. Только если вообще славян никому не делать. Теперь ещё вот какой вопрос. В паспорте я могу сослаться на мнение таких-то учёных, которые "упёрто давят на традиционность". Пусть это мнение кажется спорным, но оно озвучено, опубликовано и признано гипотезой в научном мире. А на кого мне ссылаться, если, как предлагает Николай, предполагать на Руси бытование штанов типа Торсберга? Кто-то в научном издании высказыывал такую мысль?



полная версия страницы