Форум » Общий » Немного о средневековых штанах и крестьянских портах 19в. » Ответить

Немного о средневековых штанах и крестьянских портах 19в.

Микула: По видимому, назрела необходимость раскрыть тайну русских портов. Занимаясь русским костюмом, я довольно часто сталкивался с кроем штанов, который описывался исследователями следующим образом: «два полотнища пригибали пополам и сшивали, а сзади и спереди вставляли по клину. Эти сшитые клинья составляли ширинку». (Использование элементов… 1988) Совершенно ничего не понятно. Рисунки, приводимые в книгах, также ничего толкового не давали. Кончилось дело тем, что я пошёл в наш музей и попросил показать мне крестьянские порты. Мне дали рубаху и порты, которые по научному называются «посадная рубаха и порты венчального костюма третьей четверти 19в». Хранятся они в Тамбовском областном краеведческом музее, инвентарный номер - ТОКМ.КП. инв.8798-1,2. «Посадным» этот комплекс называется, потому что в нём жених «сидел» на свадьбе. Суть в том, что штаны действительно скроены из двух прямых полотнищ-«галош», которые составляют собственно штанины. Далее кусок ткани такой же ширины, длиной немного меньше «галош» разрезают по диагонали. Получаются два прямых треугольника - клинья. Затем клинья пришиваются к «галошам», один клин к одной «галоше». Длинной стороной треугольника к одной и той же стороне «галоши». Схематически порты собраны вот таким образом. Теперь каждая короткая сторона треугольных клиньев пришивается к соседней «галоше». Затем, начиная с любого нижнего края «галоши», края галоши сшиваются между собой. Потом шов доходит до клина, пришитого длинной стороной к данной «галоше» и край «галоши» пришивается» к «родному» клину. Затем, шов доходит до клина на противоположной «галоше» и клинья сшиваются между собой, ведь клин на другой «галоше» уже пришит к ней длинной стороной. Шов не прерывается и идёт дальше. Соединение клиньев кончается, и начинается «галоша», противоположная той с которой всё началось. Потом кончается и клин, и края противоположной «галоши» сшиваются между собой. Смотрите фото. Здесь штаны разложены так, что шов виден почти по всей длине. Ручками выложен один клин. Швы хорошо видны на полосатой ткани, в их месте полоски «ломаются». Шаг со стороны преднего клина. Шаг со стороны заднего клина. В результате получается нечто вроде ленты Мёбиуса. Штаны приобретают «трубчатую» объёмную форму. Их невозможно разложить в плоскости как, например, рубаху. Порты крестьянские вид спереди. Порты крестьянские вид сзади. Верх портов обшит сложенной пополам довольно широкой холщёвой лентой. На передней стороне штанов сделан надрез для удобства одевания. Обычно при реконструкции славянских штанов на раннее средневековье употребляется следующий крой. Два полотна сшиваются между собой, а в шагу вставляется ромбический клин. (Рабинович М.Г. 1986, стр. 44) Однако, по изображениям видно, что русские штаны довольно узкие и хорошо облегают ногу. (Рабинович М.Г. 1986, стр. 44) Выше приведённый крой с ромбической ластовицей даёт совершенно иной силуэт. Если штанины будут прямоугольными по всей длине, как это предлагается, то они не дадут облегающего силуэта. Силуэт получается ближе к шароварам. Крой крестьянских портов гораздо ближе к облегающему силуэту. Уверен, что опытная портниха, подобрав ширину ткани и длину клиньев, может добиться практически облегающего силуэта. Особенно, если использовать тонкие шерстяные ткани. При этом, даже очень узкие от бёдер, эти штаны совершенно не стесняют движений ног. Это были размышления по поводу силуэта. Другим немаловажным фактором является абсолютно экономичный крой. Штаны кроятся так, что обрезков просто нет. Ткань уходит полностью. Вот поэтому я полагаю, что крой средневековых русских портов был очень близок крою вышеприведённых крестьянских портов 19 в. Замечу только, что вместо пуговицы можно успешно использовать «гашник» - шнур или тесьму, продёрнутую под обшивку, как указывает Рабинович М.Г. (Рабинович М.Г. 1986, стр. 44) и как это известно по материалам русской этнографии (Использование элементов… 1988). Поразило меня и тот факт, что штаны, как и рубаха, были сшиты швом, известным по находкам текстиля в Хайтабю. (Inga Hagg 1984, стр. 150) Этот же шов использовался на византийской рубахе 8в. и на аланских кафтанах 8-9 вв.( Peter Beatson. 2008; Доде З.В. 2001, стр. 14-15) Использование элементов народной одежды Тамбовской области в костюмах для художественной самодеятельности. Методические рекомендации руководителям и участникам коллективов декоративно-прикладного творчества. Тамбов. 1988 Рабинович М.Г. Древнерусская одежда 9-13 вв. // Древняя одежда народов Восточной Европы. Материалы к историко-этнографическому атласу. М «Наука» 1986 Inga Hagg. Die textilfunde aus dem Hafen von Haithabu. 1984. Доде З.В. Средневековый костюм народов Северного Кавказа. Очерки истории. Москва. Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 2001. Peter Beatson. A Byzantine Shirt from Manazan Caves. 2008 // http://members.ozemail.com.au/~chrisandpeter/manazan_shirt/manazan_instructions.htm

Ответов - 129, стр: 1 2 3 4 5 6 7 All

Николай: Микул, думаю, что данный крой совершенно не такой, как в раннем средневековье. Предполагаю, что это упрощенный и приспособленный к экономичным реалиям крой изначально таких штанов : детские 17в. - http://strelcymolodcy.4bb.ru/uploads/0001/f4/1b/428-1-f.jpg Происхождение же его азиатское (как и практически всего костюма русских с конца средневековья) - http://www.kitabhona.org.ua/forums/viewtopic.php?f=2&t=17

Alyena: Шила я штаны по такой выкройке. Потом попробовала сшить по восточной манере. Мужу однозначно удобнее было в восточных - с широким шагом. Хотя на Русском Севере бытовали одновременно и штыны с узким шагом, и штаны с широким. Это зависело от назначения одежды. Николай, а детские штаны 17 в. - откуда фото? Из какого музея?

Николай: Фото с экспозиции смоленского музея Сказок, вещь из коллекции княгини М.К. Тенишевой, последняя четверть 17в.


Микула: У этих турецких штанов совершенно другой крой и силуэт. Они по-моему, гораздо ближе к украинским шароварам. Предполагать их заимствование на основании того, что они слегка похожи на русские, на мой взгляд несколько необоснованно. Вот мордовские этнографические штаны похожи на арабские 14-15вв. и иранские 8-9вв. Значит мордва заимствоала их от иранцев посредством арабов?

Николай: Ты знаешь арабские артефакты 14-15вв и иранские 8-9? Или пользуешься исключительно изо? И это не турецкие штаны похожи на русские, а совсем даже наоборот.)) Помимо раннего средневековья я интересуюсь еще востоком и 17в. Так вот эти 2 темы дают на первый взгляд очень необычный результат - в 17 в. ВСЯ одежда русских - калька с азиатчины. Повторяю - вся. Тем более некорректно говорить - вот раннесредневековые штаны славян, потому что я такие у нас в этнографическом музее видел. В таких музеях очень много разных предметов с огромным количеством вариантов кроя. И делать выводы - что вот именно этот крой пережил тысячу лет...Лично мне совершенно не понятно - на основании чего? То что куски легко раскраиваются? То что шов существовал во всей Евразии от Адама по сегодняшний день? Зыбковато.

Helgi Stalingrad: дя. верно. просто Микула предложил ВАРИАНТ. ещё один. но на 9-11 века, мне кажется, более чем сомнительный. я скорее поверю, что все щеголяли в чулках из Торсеберга или простых штанах алан, чем таких ярко азиатских штанах в облипку.

Микула: Вариант, да. Сомнительный - может быть. Какой вариант можете вы предложить?

Микула: Николай пишет: ВСЯ одежда русских - калька с азиатчины. Повторяю - вся. Вот эта рубаха калька с чего конкретно?

Helgi Stalingrad: я предложу известные варианты из СИНХРОННЫХ культур - но не из 19 века...

Микула: Предлагай, очень интересно. Особенно из синхронных культур. Только варианты с обоснованием каким никаким и без аналогий из скандинавского костюма. Что-нибудь поближе, континентальное.

bogdanovap: Да, Микула, этот метод решает насущный вопрос, как получить облегающие штаны с необходимым объёмом в верхней половине бедра, широким шагом и должной экономией материала. Распечатал твоё сообщение и в среду передам его девушкам для эксперимента.

Helgi Stalingrad: здорово! мы рады, что вам понравилось!

Николай: Микула №4 быть может? Хотя, если честно, я не занимался тем, чтобы для каждого известного русского предмета одежды искать непосредственный азиатский прототип. http://www.naison.tj/PRIKL_ISSK/odegda/odegda.shtml?47.htm Хотя, по-моему, различные крои туникообразных рубах могли развиваться и независимо друг от друга, поскольку эта деталь одежды встречается на очень большой территории практически на протяжении всей истории человечества. без аналогий из скандинавского костюма А почему?)) Что-нибудь поближе, континентальное. Версия скандинавских штанов, основанная на выкройке штанов из Торсберга. Это насчет континентального. Но в любом случае это будет заимствование, пока не появятся хоть какие-то данные о собственно древнерусских штанах.

Микула: Николай пишет: Хотя, если честно, я не занимался тем, чтобы для каждого известного русского предмета одежды искать непосредственный азиатский прототип. Вот! Не стоит всё же с такой определённостью говорить о полном заимстовании русского костюма с восточного. № 4 интересен, но насколько это архаичный крой? Есть ли образцы с таким кроем раньше 16в.? Оформление ворота очень интересно. Как ни странно похоже на изображение княжеской семьи из Изборника Святослава. Там у воина слева нечто очень похожее. Но речь о заимстовании думаю на то время идти не может. Может такие вещи развивались паралельно. Или заимстовались обеими культурами у третьей культуры, например Византии. Шаровары, кстати совершенно другого кроя и силуэт отличается кардинально.

Николай: Вот! Ну и не вот ничего)) я не занимался тем, чтобы для каждого известного русского предмета одежды искать непосредственный азиатский прототип. Я имею ввиду для каждого известного артефакта. № 4 интересен, но насколько это архаичный крой? Есть ли образцы с таким кроем раньше 16в.? Схожий крой имеет халат мальчика 15в. из Самарканда http://www.kitabhona.org.ua/forums/viewtopic.php?f=2&t=257 Шаровары, кстати совершенно другого кроя и силуэт отличается кардинально. Ты ошибаешься, называя данные штаны шароварами. http://www.geocities.com/kaganate/pants2.html Не стоит всё же с такой определённостью говорить о полном заимстовании русского костюма с восточного. Основные элементы костюма - штаны, рубаха и кафтан (я про 17в.). Штаны и кафтаны - полностью восточные. Рубаха - я просто не искал целенаправленно. Но вот вариант тебе привел. Сильное влияние азии испытавала вся Восточная Европа. http://www.kitabhona.org.ua/forums/viewtopic.php?f=7&t=252 Картинка из Герберштейна - http://www.tforum.info/forum/index.php?act=attach&type=post&id=21143 См. ниже настенную роспись из Румынии Настенная роспись снаружи монастыря в Воронце, Румыния, на которой изображены татары, стоящие рядом с турками. 1500г. Группа товарищей справа (в шапках с мехом и за ними сзади), судя по всему - европейцы (может, и румыны). http://www.kitabhona.org.ua/forums/download/file.php?id=846&mode=view

Векша: в моих любимых чудесных мгновениях выпуск 4/2004 "Мужской костюм" как раз разбирается похожий пример, с раскладкой на домоткань (никаких обрезков ). Образец - штаны из села Котиха, начало XX века. Что в этих штанах хорошо - аккуратно сужаются книзу и нет большой обвислой попы, но чтобы они нормально сидели сверху - заложили складки сзади. Сейчас прикидываем, как оформить застежку (у оригинала кажется нормальная ширинка). http://morgula.livejournal.com/266476.html - по-быстрому выложила в ЖЖ

Sovuschka: Шила - проблема только одна. Подогнать соединение обоих половин по фигуре за отсутствием самого заказчика. А так - подумываю себе в экспедицию такие смастрякать, двигаться в них удобно.

Alyena: Для развитого средневековья крой штанов, предложенный Микулой, весьма вероятен. На новгородской иконе 14 в. Севастийские мученники изображены штаны, весьма похожие на этнографические - узкие внизу и постепенно расширяющиеся кверху. Ни иконе 15 в. Три отрока в пещи огненной - та же картина - изображены штаны с плавным переходом одной штанины через клин в другую. Только клинья должны быть подлиннее, как длина штанины. Другими словами, крой такой: три равных по длине полосы ткани сшиваются по длинной стороне - образуется как бы распашная понева. Затем среднее полотнище разрезается по диогонали. Далее сшивают как показано на схеме Микулы. По виду получается как на иконах: http://vkontakte.ru/photo-1779868_97203108 http://vkontakte.ru/photo-1779868_97203606 Хотя, с тем же успехом это может быть изображен крой как на восточных штанах, известных с 14 в. http://www.geocities.com/kaganate/pants2.html Хотя на этнографию все же больше похоже. Этнографы относят крой штанов из трех полотнищ, среднее из которых разрезано по диогонали, к общерусским древнейшим типам штанов.

Sovuschka: Алёна, значит, такой крой вполне вероятен и на Х в.? Учитывая отсутствие находок славянских портов?

Николай: Конечно вероятен! Используем смело. Вот только я бы лучше джинсы на 10в. применял в комплексе. Учитывая отсутствие находок славянских портов...



полная версия страницы