Форум » Общий » Материалы по археологии мордвы 8-11 вв. (Сумочка из Крюковско-Кужновского могил. и многое другое) » Ответить

Материалы по археологии мордвы 8-11 вв. (Сумочка из Крюковско-Кужновского могил. и многое другое)

Микула: Итак, дамы и господа, дорогие товарищи, добрался я наконец-то до замечательного города Моршанска и побывал в сокровищнице Моршанского историко-художественного музея. Случилось это исключительно благодаря пониманию и помощи директора музея Морозовой Л.М. и главного хранителя Казиной Г.В., за что хочу выразить им свою благодарность и признательность. Интересовали меня в основном сумочки. К сожалению, или к счастью, отдельные интересные артефакты были отданы на реставрацию, добраться до них не удалось. Но наиболее интересные для меня экспонаты присутствовали. Это прежде всего сумочка из погребения 224 Крюково-Кужновского могильника. П.П. Иванова описывает её следующим образом: «… На поясничной части, с правой стороны, остатки кожаной поясной сумочки с овальным дном, с лицевой стороны с бронзовыми бляшками, прямоугольно-зубчатой формы, приклёпанными по краям сумочки в виде бордюра и в середине линиями крест на крест. В середине сумочки одна прямоугольная бляшка с выступами по углам, в виде трёх лепестков, в середине с прорезом для застёжки.» (Материалы по истории мордвы 8-11вв. Крюково-Кужновский могильник. Дневник археологических раскопок П.П. Иванова. Издание Моршанского краеведческого музея. 1952. стр. 78) От сумочки сохранилась верхняя лопасть практически со всеми бляшками, которые находятся в достаточно хорошем состоянии. Ниже приведены фотографии, которые, надеюсь, позволяют создать верное представление о внешнем виде сумочки и бляшек. Вопросы, конечно остались. Ремешок для меня лично не совсем понятен. Отчётливо видно, что он образует петлю, за которую сумочка подвешивалась на поясе. Но вот сам ремешок как крепился на клапан - не понятно. Погоже что пришивался, но тогда зачем кожаный шнурок? Если у кого есть информация по этому вопросу на примере конструктивно схожих сумочек, например, венгерских, большая просьба поделиться. Общий вид. Бляшки по периметру и диагоналям. Угловые бляшки. Центральная. Бляшки на ремешке. Наконечник на ремешке. Крепёжная петля.

Ответов - 55, стр: 1 2 3 All

Микула: Продолжаем потихоньку. Перстень серебряный из погребения № 519 Крюковско-Кужновского могильника. Выполнен в виде овального щитка с длинными загнутыми по спирали усами. Погребение было совершенно по обряду трупосожжения. Выбранные кости частично были сложены в медном котле, вместе с ними и лежал перстень. Вот как он описан у Иванова П.П. «… В котле вместе с костями находился серебряный перстень кокошниковидной формы со спиралями, украшенный орнаментом в виде накольчатых линий и зубчиков». (Материалы по истории мордвы 8-11вв. Крюковско-Кужновский могильник. Дневник археологических раскопок П.П. Иванова. Издание Моршанского краеведческого музея. 1952. стр. 164) Перстень общий вид. Вид сверху. Вид сбоку. Щиток с края, другой край симметричен по узору.

Микула: Пояс с накладками из того же погребения № 519 Крюковско-Кужновского могильника. Вот описание Иванова П.П. «… На поясничной части ременный пояс с бронзовыми прямоугольными и сердцевидными бляшками, в одном конце с пряжкой, в другой – с наконечником.» (Материалы по истории мордвы 8-11вв. Крюковско-Кужновский могильник. Дневник археологических раскопок П.П. Иванова. Издание Моршанского краеведческого музея. 1952. стр. 164) Пояс, что характерно, сохранился целиком. Ременная основа по всей длине покрыта накладками, до середины от пряжки прямоугольными с прорезью, далее до наконечника – сердцевидными. Каждая накладка крепится двумя круглыми в сечении шпеньками, расклёпанными с внутренней стороны. Интересно, что под шпеньки подложены круглые бронзовые шайбы. Прямоугольные пряжки есть двух видов – гладкие и с орнаментом. Орнамент выполнен в виде двух бордюров: один по периметру накладки, другой – с трёх сторон по периметру на небольшом расстоянии от первого, снизу над прорезью. Внутри второго бордюра находится узор в виде трёх лепестков очень похожих на корону, выполненный выступающими над плоскостью накладки линиями. Интересно, что ременная основа под гладкими накладками в месте прорези не пробита, а под каждой накладкой с узором, под прорезью, в ременной основе пробито соответствующее по размеру отверстие. К этим отверстиям крепились амулеты и свисающие ремешки, также украшенные накладками и наконечниками, приклёпанными к кожаной основе. От свисающих декоративных ремешков сохранилось несколько однотипных фрагментов, каждый с наконечником и одной или несколькими накладками. По классификации Ковалевской В.Б. прямоугольные с прорезью накладки принадлежат к отделу 4, типу 3; сердцевидные – к отделу 9, типу 2. Датируются они 8-9 вв. Наибольшее распространение подобные накладки имели в Сибири и Пермской области, а также на Волге и в Пермской области – в мордовских и удмуртских памятниках. По мнению Ковалевской В.Б., это свидетельствует о сильном влиянии тюркской культуры на мордовскую и удмуртскую. (Ковалевская В.Б. Компьютерная обработка массового археологического материала из раннесредневековых памятников Евразии. Москва 2000г., стр. 148, 150) На внутренней стороне пояса видно, что ременная основа изнутри усилена вторым более узким слоем кожи, который крепится проходящими насквозь шпеньками. Интересно, что просвет пряжки заметно меньше ширины ременной основы. Не обнаруживается на ремне также характерных отверстий для шпенька. По мнению Мурашевой В.В., это свидетельствует об использовании узкого дополнительного ремешка для застёгивания ремня на пряжку, закреплённого на внутренней стороне пояса. Относительного данного пояса это можно считать более чем вероятным. Дополнительный крепящий ремешок, очевидно, не был украшен накладками и наконечником и не сохранился. Возможно, что от него остались следы в месте крепления на внутренней стороне пояса, которую я, каюсь, внимательно не осмотрел. Мурашева В.В. соотносит подобный способ застёгивания пояса с венгерскими поясами «эпохи завоевания родины». (Мурашева В.В. Древнерусские ременные наборные украшения (10-13 вв.) Москва 2000г., стр. 71) Венгеро-болгарские племена, как известно, оказали в 8-9 вв. большое влияние на мордовскую культуру. (Воронина Р.Ф. Южные и степные влияния в культуре среднецнинской мордвы 8-11вв. //КСИА вып. 218. 2005г., стр.106) Таким образом, данный пояс представляет собой крайне интересное сочетание в культуре среднецнинской мордвы тюркского и болгаро-венгерского влияний. Пояс общий вид. Пряжка на неподвижном щитке. Хорошо видно, что просвет меньше, чем ширина ремня. Прямоугольная накладка с орнаментом, хорошо видны прорези в ремне. Прямоугольная накладка без орнамента. Сердцевидная накладка. Пояс с внутренней стороны. Хорошо видны бронзовые шайбы и воторой слой ремня. Свисающий декоративный ремешок. Кроме этого есть ещё несколько похожих однотипных. Оборотная сторона декоративного ремешка.

Гостята: Огромное спасибо за проделанную работу! Очень ценные сведения. Что характерно, в Тимерёвском могильнике один пояс практически аналогичен этому, а во втомоб бляшки несколько отличаются, но принцип тот же.


Искандер: Хороший тюрский, луженный пояс. Конец 9-го века? Или датируют более поздним периодом? А сколько маленьких хвостовиков с ним найдено? Очень интересна первая ташка. Есть ли фотографии сопутствующего инвентаря? С уважением, Александр. ПС. Микула, искрене завидую вашему доступу к инфе! Надеюсь, что это не последние данные от вас на этой ниве. Буду искренне рад если смогу оказаться вам полезен.

Микула: Спасибо всем за отзывы! Искандер - фикус в том, что это мордовский пояс. Найден в мордовском могильнике, который автор раскопок датировал 8-11 вв. Этническая принадлежность и датировки сомнений и споров не вызывают - всё очень чётко. Судя по сюльгамам это достаточно раннее погребение 8-9вв. Сколько точно подвесных ремешков не знаю - точно не один. Скорее всего, судя по отверстиям в декорированных прямоугольных накладках, их было три на одном боку, три на другом. По первой ташке, то же самое. Сопутствующий инвентарь в живую не видел, если есть рисунки в книге могу глянуть.Искандер пишет: Буду искренне рад если смогу оказаться вам полезен. Буду искренне признателен, если глянете тему "Степь и соседи - обмен информацией". Может у вас найдутся интересующие меня книги.

Гостята: Микула пишет: Спасибо всем за отзывы! Искандер - фикус в том, что это мордовский пояс. Найден в мордовском могильнике, который автор раскопок датировал 8-11 вв. Этническая принадлежность и датировки сомнений и споров не вызывают - всё очень чётко. Ну в этом странного нет. Пояс действительно типичнейший тюрский. А то, что подобные пояса найдены и у мордовцев, и в Ярославском Поволжье (финно-угорское мерянское и славяно-скандинавское население), говорит об их широком распространении.

Микула: Поясной набор из погребения № 397 Крюковско-Кужновского могильника. Описание Иванова П.П. : «…Вокруг поясничной части бронзовые сердцевидной формы с колечками бляшки от ременного пояса, в одном конце с пряжкой, в другом – с наконечником». (Материалы по истории мордвы 8-11вв. Крюковско-Кужновский могильник. Дневник археологических раскопок П.П. Иванова. Издание Моршанского краеведческого музея. 1952. Стр. 126) На поясе крепились при помощи круглых шпеньков, расклёпанных с обратной стороны. Накладка с кольцом. Пряжка. Наконечник. Общий вид поясного набора в ящике. Хорошо видны круглые шпеньки.

Helgi Stalingrad: воооо, кайф. лужёный?

Микула: Переименовал тему. Так, наверное, будет правильнее. Недавно у нас открылась выставочная экспозиция «Тамбовские древности». Место проведения – Музейно-выставочный комплекс Тамбовского областного краеведческого музея. Время проведения – март-апрель 2009 года. На выставке очень много материалов по оружию и орудиям труда, одежде и украшениям мордвы 7-12 вв. Часть из экспонатов удалось сфотографировать. К сожалению, археологи, консультировавшие выставку не указали номера погребений и не назвали могильники из которых происходят предметы. По тем предметам, происхождение которых мне знакомо я такую информацию предоставлю. По остальным будем довольствоваться информацией археологов-консультантов. Пояс из погребения 505 Крюковско-Кужновского могильника. П.П. Иванов описывает его следующим образом: «…В средней части гробовины положен ременный широкий пояс в свёрнутом виде, в виде кольца. Пояс сплошь обложен прямоугольнозубчатыми бляшками, отлитыми из бронзы, посеребрёнными и внутри рисунка позолоченными, в одном конце с пряжкой, в другом – с наконечником и другим наконечником, спускающимся вниз в виде привески. Бляшки, пряжка и наконечник одинаково орнаментированы в виде двух крестов с расширенным внизу концом. Наконечник узкий с двумя бляшками, сердцевидной с прорезом формы.» (Материалы по истории мордвы 8-11вв. Крюково-Кужновский могильник. Дневник археологических раскопок П.П. Иванова. Издание Моршанского краеведческого музея. 1952. стр. 160) Очевидно, что второй наконечник, более узкий, с накладками отличающимися от основных, являлся не привеской, как его интерпретировал П.П. Иванов, а дополнительным ремешком для застёгивания ремня. Мурашева В.В. соотносит подобный способ застёгивания пояса с венгерскими поясами «эпохи завоевания родины». (Мурашева В.В. Древнерусские ременные наборные украшения (10-13 вв.) Москва 2000г., стр. 71) Венгеро-болгарские племена, как указывалось выше, оказали в 8-9 вв. большое влияние на мордовскую культуру. (Воронина Р.Ф. Южные и степные влияния в культуре среднецнинской мордвы 8-11вв. //КСИА вып. 218. 2005г., стр.106) П.П. Иванов располагает пряжку, накладки двух типов и наконечник, следующим образом – сразу после пряжки идут прямоугольные с прорезом, затем накладки с волнистым краем и наконечник. На стенде пояс расположен несколько по-другому. Прямоугольные накладки при такой интерпретации остаются «лишними». Наконечник и накладки от дополнительного пояса не представлены.

Микула: Здесь представлены три сабли хазарского типа 9-10 вв. - так они определены на выставке. У № 1 очень интересные детали крепежа ножен. Конструкция, в принципе, знакомая, но вот изображение зайца вижу на оружии впервые. Кстати, чуть позже будет перстень-печатка тоже с изображением зайца. Рукоять №1 и деталь ножен. Вторая деталь ножен. Деталь ножен, вид сбоку. № 2 вообще очень интересна. Почти прямой клинок и заметный угол рукояти к лезвию – очень похоже на аланские сабли 10-12 вв. Интересно также, что лезвие не имеет обратной заточки на последней трети клинка. Рукоять сохранилась почти полностью, местами видна кожаная обтяжка. Плохо сохранилось перекрестье. Создаётся впечатление, что оно имело некоторую воронковидную форму и располагалось широким краем к рукояти. Кажется, Сигурд упоминал о чём-то подобном. На рукояти со стороны пальцев бронзовая пластина с выступами. Такого типа выступы для пальцев известны по саблям из аланских могильников 8-9 вв. Но там каждый выступ оформлен на отдельной накладке. Навершие крепится на рукояти на четырёх выступах, а не на двух как обычно. Сквозь каждую пару выступов (верхнюю и нижнюю) проходит по стержню, каждый конец которого загнут в кольцо. Кто-нибудь с чем-то подобным уже встречался? Рукоять №2. Рукоять № 2 с торца. № 3 похоже на обычную салтовскую саблю по всем признакам. Хорошо видны геометрия клинка, а также деревянная рукоять и форма навершия. Рукоять №3. Все три рукояти сбоку... ... и с торца.

chainic: Ланс, а у тебя с детства никаких заначек не осталось? :) мы бы прикупили...

Gunnar : Микула - давай еще

Микула: Дадим, дадим. Конкретно мордовское оружие интересует кого или больше внимания тюрко-салтовским поясам уделить? Специально для девушек будут бусики, нагрудные связки украшений целиком, венчики, обувные украшения и т.д.

Mstislava: и мордву, и оружие, и побольше...

Кеша Прожжорливый: Фсё давай!!!

Doris: Микул ,тут такое дело...в Моршанском музее стоит реконструированный герасимовым по Крюково...могильнику скульптурный портрет женщины. Есть эта фотография? П.с.Молодой человек отдавал на растерзание могильник с амазонками - это ,судя по описанию и есть рязано-окцы. Жалко ,что пропадет... :(

Микула: Doris пишет: могильник с амазонками Откуда мы знаем, что это амазонки? Вряд ли товарищь мог по костям определить половую принадлежность. Длинные чёрные волосы - это возможно заупокойные дары жён. Вот чёрные льняные одежды, которые скорее всего шерстяные - это интересно. Только сам я не смогу раскопать их так, чтобы была возможность их проанализировать. Лучшее, что можно придумать - сообщить местным археологам, чтобы они провели разведки. Дорис, это оно?

Микула: Вот реконструкция костюма мордовского мужчины, выполненная археологом, консультирующим выставку. Обсуждать её не вижу смысла, достаточно заметить, что все предметы одежды выполнены из льна, хотя подавляющее большинство образцов ткани из среднецнинских могильников – шерстяные. (подробнее см. мой паспорт) Уникальной особенностью среднецнинских могильников является то, что там несколько поясов сохранились полностью, вместе с кожаной основой. Насколько мне известно, это является большой редскостью. Вспомним пояса из Гнездово и Бирки. Учитывая то, что эти пояса находятся в общестепной традиции воинских поясов, значение этих предметов трудно переоценить. То, что по ним не проведено отдельное глубокое исследование – это большой пробел в тематике изучения поясных гарнитур. То, что такой уникальный предмет, как целиком сохранившейся пояс надет на манекен с реконструкцией одежды, а не выставлен в отдельной витрине – это просто не поддаётся формулировке. Пояс имеет два конца. На одном находятся накладки и, по-видимому, находился хвостовик. При помощи другого конца, также с хвостовиком, пояс застёгивался. На фото ясно видно, что дополнительный конец крепится к поясу при помощи бронзовой скобы. Судя по виду скобы – это оригинальная деталь, а не реконструкция Иванова П.П. или наших археологов. Эта скоба - очень интересная деталь. Можно предположить, что пояса продавались или давались отдельно, а будущий владелец таким способом мог сам, исходя из своих габаритов, разместить доп. ремень. На фото также видны накладки с колечками и пропущенный сквозь них ремешок. Замечу, что поясные привески, а также прочие предметы, например мелкая дичь, могли крепится не к кольцам, а к ремешку. Это позволяет, не снимая пояса, крепит или снимать их. (подробнее см. мой паспорт) Подобного вида накладки с кольцом встречаются во всех основных среднецнинских могильниках. По салтовским могильникам они тоже известны, см Плетнёва С.А. От кочевий к городам. Салтово-маяцкая культура. Изд-во «Наука». Москва. 1967. стр. 161-166.

Микула: Связка амулетов и ножик подробнее. На переднем плане т.н. "самоварчик". На самом деле это две чаши - амулет известный также по салтовским погребениям.

Doris: Микула: ага, оно. За женщину спасибо большое. А на счет амазонок - это относится только к рязано-окцам, остальных фиников трогать не буду. Если тема интересна ,могу немного поподробнее рассказать. Но вообще местность скорее всего входит в состав ареала расселения их племен. На счет конкретно рязано-окских тряпок - довольно много темных ,возможно, и черных тканей тоже, я специально в одном из музеев по этой теме в фонде всю органику просмотрела. Черные ткани есть, несомненно ,но много красных, желтых, чутка синих, зеленые есть. желтые разных оттенков. Есть полосатые ткани очень красивые. И все это примерно по датировкам параллельно вендельскому периоду.



полная версия страницы