Форум » Паспортизация » Паспорт Лебеди » Ответить

Паспорт Лебеди

Lyudmila: Паспорт костюма Людмилы Черниковой. Клуб Застава г. Пенза Стилизация. Период 11 век. Территория Северо-Восточная Русь, племя вятичи. Возрастной статус: девушка Социальный статус: дочь ювелира сельского поселения Лебёдка. Вятичам принадлежали весь бассейн верхнего течения Оки, Подмосковье и Сред¬нее, или Рязанское Поочье. В XI—XIII вв. эта территория выделялась среди прочих областей Древней Руси этнографическими особенностями, наиболее ярко проявлявшимися в материалах курганов. В VIII—XI вв. Земля вятичей была целостной восточнославянской территорией. Вятичи жили самостоятельно и, очевидно, обособленно от других восточнославянских племен и земель. Правда, еще в 966 г. летопись сообщает: «Победи Вятичь Святославъ и дань на нихъ възложи». Но эта победа над вятичами не была окончательной. Владимир Святославич дважды воевал с вятичами. В 981 г. он «, . .вятичи победи, и възложи на ня дань. . .», а в следующем году «Заратишася Вятичи, и иде на ня Воло-димиръ, и победи я въторое». Интересно, что летописи не называют ни од¬ного города в Земле вятичей ни в этом столетии, ни в первых трех четвер¬тях XI в. Показательно, что в течение всего XI в. из Киева в Ростово-Суз-дальскую землю и Муром ездили кружным путем, через Смоленск и верховья Волги. Очевидно, нужно было миновать Землю вятичей. Переезд из Мурома в Киев через вятичскую территорию был одним из подвигов былинного Ильи Муромца. Владимир Мономах в своем «Поучении», относящемся к концу XI в., говорит о походе через Землю вятичей, также как об особом подвиге. Он не сообщает ни о покорении вятичей, ни об обложении их данью. Управлялись они в это время независимыми племенными вождями. Двое из них, Ходота с сыном, названы в «Поучении» Владимира Мономаха. До середины XI века погребения у вятичей совершались по обряду трупосожжения, поэтому вещи этого периода крайне немногочисленны. Задача настоящего исследования восстановить облик девушки периода малоинвентарных погребений с трупосожжениями. Так как на ранее время не найдено ничего кроме украшений, для восстановления кроя я пользовалась реконструкциями М. А. Сабуровой относящихся к более позднему времени, и сравнила с этнографическими костюмами этой территории. Так же был проанализированы миниатюры изборника Святослава изображающие княжескую семью. Анализ всех трех источников позволил выделить общие черты кроя - это туникообразная рубаха с боковыми клиньями. 1. Нижняя рубаха из беленого льна со строчкой по подолу, вороту и рукавам. Швы ручные. Пармон. Русский народный костюм. Как художественно-конструкторский источник творчества .Стр 46-49, 170. рис 162. Арх. СССР Древняя Русь, быт и культра. Стр.102, 322, табл 76(2), 324 табл 78(2) http://dom-np.narod.ru/rekon/po/posob.html 2. Нижняя рубаха из небеленого льна со строчкой по подолу, рукавам и вороту. Выполнена красной шерстью. Швы ручные. Пармон. Русский народный костюм. . Как художественно-конструкторский источник творчества. Стр 46-49, 170. рис 162 Арх. СССР Древняя Русь, быт и культра. Стр.102, 322, табл 76(2), 324 табл 78(2) Степанова Ю.В. Детали покроя древнерусской одежды по материалам погребальных памятников Верхневолжья // Интеграция археологических и этнографических исследований. Материалы IX Международного научного семинара. Омск-Нальчик, Омск. ун-т, 2001.-С.236-239. http://archcostume.narod.ru/pokroy.htm 3. Верхняя рубаха синего льна. Пармон. Русский народный костюм. . Как художественно-конструкторский источник творчества. Стр 46-49,170. рис 162. Арх. СССР Древняя Русь, быт и культра. Стр.102, 322, табл 76(2), 324 табл 78(2) Княжеская семья. Миниатюра Изборника Святослава, 1073 г. http://artclassic.edu.ru/catalog.asp?cat_ob_no=15037&ob_no=14974 4. Верхняя рубаха из льна цвета светолой черники. Источник тот же. 5. Теплое платье из красной шерстяной ткани. Арх. СССР Древняя Русь, быт и культра. Стр.102, 322, табл 76(2), 324 табл 78(2) Княжеская семья. Миниатюра Изборника Святослава, 1073 г. http://artclassic.edu.ru/catalog.asp?cat_ob_no=15037&ob_no=14974 6. Понева. По мнению историков славянских языков, слово “понёва” (или понява) первоначально означало кусок ткани, полотенце, пелена, занавеса. Некоторые авторы полагают, что древние славяне называли так не само одеяние, а материю, из которой его делали, - разновидность полушерстяной ткани, как правило, клетчатого рисунка. Однако большинство историков и этнографов именно этим словом обозначают набедренную одежду, которую получали девушки, достигшие возраста невест. http://slavcostum.narod.ru/10cloth8.html# Древнейшие поневы первоначально представляли собой три несшитых полотнища, скрепляющиеся на талии пояском. Очерки по истории Русской деревни. Стр. 14. п 26, Пармон. Русский народный костюм. Стр 108, рс 74. Примером изображения поневы вида одежды вполне можно считать рисунок на наруче из Старорязанского клада Х11 века – верхний левый угол. (Даркевич В. П., Монгайт В. Л. Старорязанский клад 1966 года. \\С. А. – 1967 г., № 2, с. 213) Женщина, изображенная здесь, одета в поневу «вподтык». Так же реконструкция Сабуровой М. А. из арх. СССР 7. Вязаные иглой чулки до колена. О находках шерстяных чулок, связанных на одной спице( игле прим. мое), писал в своих работах А. В. Арциховский («Курганы вятичей», 1930 г.). Длина чулка была до середины бедра, цвет находки – красный. Изделие было вязаным по спирали и, вероятно, имело пятку. 8. Полуботинки. Кожа. Розенфельдт.Курганы на реке Рожае. Стр.65. 9. Плащ из темного сукна, с льняной подкладкой. Семья Ярослава Мудрого. Ктиторская фреска Софийского собора в Киеве http://artclassic.edu.ru/catalog.asp?ob_no=15169&cat_ob_no=13807 http://artclassic.edu.ru/catalog.asp?ob_no=15171&cat_ob_no=13807 Аксессуары. 1.Очелье с парой семилопастных височных колец и парой трехбусинных. Такое сочетание аксессуаров было найденно в курганной группе Слевидово ( Никольская Земля вятичей) "На левом и правом висках погребенной — семилопастные височные кольца без боковых колечек, двависочных кольца с тремя напускными узловатыми бусами, ниже ушей — сердоликовые бипирамидальные бусы, на правой руке — бронзовый браслет, у правой ноги (выше колена) — небольшая железная круглая пряжечка с язычком. Рис 14. "Среди курганов у с. Доброе имеются насыпи, содержащие остатки кре¬мации и захоронений по обряду трупоположения. Таков, в частности, курган 24. В центре основания его на золистой подсыпке лежал женский костяк на спине, головой на запад, частично разрушенный. При нем най¬дено пять серебряных семилопастных колец раннего типа (рис. 14), рубчатые перстни, бронзовый бубенчик с крестовидной прорезью и бусы: хрустальные шарообразные, сердоликовые бипирамидальные и стеклянные (одна из них боченкообразная позолоченная). Погребение относится к XI." - Никольская Земля вятичей. 2.Нитка бус хрусталь, сердолик,бубенчики, стекло. Арциховский. Курганы вятичей.Стр 27 - 45 Стеклянные бусы Никольская Земля вятичей стр 30, рис 11, 19 3.Кольцо с решетчатое, латунное. Арциховский. Курганы вятичей. Стр 75, рис 58 4.Пара витых браслетов, латунь. Арциховский. Курганы вятичей. Стр 11, рис 5. 5 Пояс шерстяной плетеный на дощечках. 6. Поясной кошель Розенфельдт. Курганы на р. Рожае. Весь костюм целиком: Это не окончателный вариант

Ответов - 4

Lyudmila: Позже перевыложу фотографии с изменениями

Sovuschka: Людушка, молодец. Надеюсь, потом будут фотки вышивки и плаща? Очень интересно посмотреть. В целом костюм полностью выдержан, только вопрос: статус - девушка из довольно обеспеченной, но всё же не очень богатой семьи, так? Это для уточнения. И каким швом подошва подшита в башмаках? Мне эта процедура (шитьё новой обувки) ещё предстоит, поэтому спрашиваю.

Lyudmila: Чего уж тут хвалить. На скорую руку сляпаная стилизация на 11 век.


Sovuschka: Ну всё же по украшениям точно. А остальное - так тут текст дописать, это ты сделаешь, если главное - то за 3 часа (только чтоб рука поспевала за мыслями). Так что жду полного расказа. А потом и статей по вятичскому костюму. Ведь наши паспорта, думаю, в печать на статьи растащим, верно? Так что это только канва, остальное приложишь



полная версия страницы