Форум » Паспортизация » Паспорт костюма, Всеслава. » Ответить

Паспорт костюма, Всеслава.

vseslava: Пермякова Юлия (Всеслава), г. Пенза. vseslava-sv@mail.ru Женский костюм среднецнинской мордвы. Немного теории. К могильникам цнинской группы относят Пановский, Елизавет-Михайловский, Крюково-Кужновский, Лядинский, Томниковский, Кершин-Вьюнский, Большой Камшинский могильники. К сожалению, материалов двух последних в моем распоряжении пока нет. За основу были взяты дневники раскопок Пановского, Елизавет-Михайловского и Крюково-Кужновского могильников. Материалы Томниковского, Лядинского были привлечены для анализа и сравнения. Все перечисленные могильники исследователи датируют 8-11 веками (5 стр. 88). Некоторые исследователи выделяют могильники, расположенные по среднему течению р.Цны и ее притокам, в особую группу. И связывают ее с неизвестным древнемордовским племенем, которое затем было ассимилировано мордвой-мокшей. Могильники же верхнего течения р.Цны (самый крупный – Лядинский) выделяют в южно-цнинскую группу, оставленную мордвой-мокшей (8, стр. 3). Часть же исследователей связывает все эти могильники с мордвой-мокшей (5, стр.104). Ознакомившись с археологическим материалом, склонилась к первой версии. Помимо археологического материала, был использован материал этнографический. В частности – народный костюм мордвы-мокши. Литература: 1. Финно-угры и балты в эпоху средневековья. Отв. ред. В.В. Седов. Изд. «Наука», М 1987. 2. Воронина Р.Ф. О некоторых деталях одежды среднецнинской мордвы 8-11 вв. // КСИА вып. 140. 1974 г. 3. Белицер В.Н. Народная одежда мордвы. Москва 1973. 4. Материалы по истории мордвы 8-11вв. Крюковско-Кужновский могильник. Дневник археологических раскопок П.П. Иванова. Издание Моршанского краеведческого музея. 1952. 5. Мартьянов В.Н. Декоративный комплекс женского костюма мордвы-мокши 8-11 вв. // Материалы по археологии Мордовии. Мордовское книжное изд-во. Саранск. 1976. 6. Материальная культура Средне-Цнинской мордвы 8-11 вв. По материалам раскопок П.П. Иванова за 1927-1928гг. мордовское книжное изд-во. Саранск. 1969. 7. Н. И. Спрыгина. Одежда мордвы-мокши Краснослободского и Беднодемьяновского уездов Пензенской Губернии, по материалам экспедиции 1925 г. //Средне-Волжский Пензенский областной музей, выпуск 3. Пенза, 1929г. 8. Воронина Р.Ф. Лядинские древности. Из истории мордвы-мокши. Конец 9-начало 11 в. Москва. Наука. 2007. 9. Мордовский народный костюм. Саранск, Мордовское книжное издательство, 1990. 10. Живописная Россiя. Отечество наше въ его земельномъ, историческомъ, племенномъ, экономическомъ и бытовомъ значении. Томъ восьмой. Среднее Поволжье и Приуральскiй край. Часть первая. Среднее Поволжье. съ 181 рисункомъ. Изданiе поставщиковъ ЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА Товарищества М. О. Вольфъ, С-Петербург, Москва. 1901 г. Очеркъ 3. - Инородцы средняго Поволжья. - В.Н. Майнов. 11. Ефимова Л.В. Ткани из финно-угорских могильников 1 тыс.н.э. // КСИА- Вып.107. -М., 1966.- С.127-134. Статью можно увидеть тут http://archcostume.narod.ru/efimova.htm . 12. Альбом древностей мордовского народа. Издание мордовского научно-исследовательского института, 1941 г. ( пояснение – по раскопкам Ястребова В.Н. Лядинского и Томниковского могильников) В тексте в скобках ссылки на литературу, цифра - номер книги в списке литературы, затем указана страница.

Ответов - 20

vseslava: Краткий обзор источников на различные предметы костюма. Одежда. Верхняя одежда среднецнинской мордвы изготавливалась из шерсти. Об этом говорят находки остатков шерстяной ткани на застежках, под браслетами, под шейными украшениями. (2, стр33). «Одежда среднецнинской мордвы <…> была украшена вышивками, сделанными рубленым оловянным бисером или бляшками и бронзовыми литыми пуговками. Именно остатки этих вышивок дают возможность реконструировать некоторые детали костюма: длину рукавов и самой рубашки, форму ворота и расположение боковых швов.» (2, стр.34) Далее автор описывает округлый вырез горловины, с небольшим разрезом спереди, длинные узкие рукава, центральное полотнище, к которому с боков пришивались перегнутые пополам два боковых. Длина рубахи – преимущественно чуть ниже колена. Аналогичное расположение швов и длину рукавов и подола имеют женские мокшанские рубахи (3, стр.52). В ряде погребений Крюково-Кужновского могильника зафиксированы остатки распашной шерстяной одежды (299, 360, 405 и др.). Полы и подол расшиты оловянным бисером. Что касается одежды нательной, то она едва ли украшалась бисером и бронзовыми привесками (2, стр. 34). Обратившись к народному костюму, мы видим, что нательная одежда (рубахи, штаны) шилась из льняных или конопляных тканей (Белицер, стр.39, 64, Спрыгина стр. 25). Что же нам даст анализ археологических источников? Находки тканей растительного происхождения редки в мордовских могильниках. «Среди тканей финно-угорских могильников льняные и конопляные ткани составляют незначительный процент.» (Ефимова Л.В. 1966). Но в той же статье автор отмечает высокое качество этих редких находок. «Так, ткань Кузминского могильника отличается гладкой поверхностью, тониной, плотностью (25 Х 10 нитей на 1 кв. см тканей). Нити ровные по толщине, выпрядены некруто. Ткань сохранила блеск, характерный для льняной пряжи. Подобные ткани типа холста встречены в Крюково-Кужновском могильнике (плотность 25 Х 15)<…> Приемы обработки пряжи говорят о местном производстве, а высокое качество образцов, которое могло быть достигнуто при условии повседневного (обычного) изготовления этого типа тканей, - о распространении этих тканей у финно-угров I—начала II тыс. н. э.». То есть, исходя из написанного выше можно предположить существование нательной одежды из льна\конопли, так как: во-первых, остатки тканей все же есть (хотя и малочисленны), ткань эта высокого качества, и, по-видимому, местного производства, и во-вторых, данные этнографии подтверждают наличие льняной\конопляной одежды в женском костюме. Пояс. Учитывая, что ременные пояса для женщин среднецнинской мордвы не характерны, можно предположить пояса тканые. Тканый узкий поясок упоминается в книге «Финно-угры и балты в эпоху средневековья». Отв. ред. В.В. Седов. Изд. «Наука», М 1987., стр.104. В народном костюме мордвы-мокши пояса, тканые на дощечках встречаются очень часто (3, стр. 96). Далее - обмотки. Остатки шерстяных обмоток прослежены в ряде погребений Крюково-Кужновского могильника. Погр.№290. «На конечностях берцовых костей обмотки из шерстяной грубой материи, в виде ленты, сложенной вдвое…». (Дневник археологических раскопок П.П. Иванова). Также остатки обмоток зафиксированы в 91, 184, 564 погребениях. Поверх обмоток ременные оборы, обматывающие ногу от щиколотки до колена, и застегивающиеся на пряжку. (Финно-угры и балты в эпоху средневековья. стр. 104) В народном костюме и обмотки, и оборы сохранились. «…черные шерстяные обмотки… Их носили женщины с 10 лет всю жизнь. Они представляли собой полосы черной домотканой шерстяной ткани шириной 10 см и длиной до 2.5 м.» (В.Н. Белицер. Народная одежда мордвы. «Наука», Москва, 1973г. с.175) «…серьгат (обмотки) – шерстяные полосы, шириною 11 см. и длиною 1 м. 20 см.». Эти полосы обматывали ногу от щиколотки до колена (Спрыгина, стр. 16) Помимо обмоток описываются также онучи – полоса ткани, обвивающая ступню и ногу до колена. Оборы по Белицер В.Н. (стр.176) – кожаные ремни, обвивающие ногу от щиколотки до колена, с пряжкой на одном конце. Обувь. Женская обувь среднецнинской мордвы была кожаной. Об этом говорят частые находки остатков обуви, либо бронзовых украшений ее. Исходя из расположения этих украшений, можно предполагать наличие нескольких типов обуви. Во-первых, мягкие туфли с пришивной подошвой. Вероятно – со швом по головке обуви, и приподнятым носком (Воронина, стр. 37). Носок, шов, соединяющий подошву и верх, а также край обуви(вокруг щиколотки) были украшены бронзовыми пронизками и накладками. Помимо таких туфель, еще, вероятно, существовала обувь типа поршней, но с закрытым верхом (4, стр.196).

vseslava: Пермякова Юлия Анатольевна (она же – Всеслава) Женский костюм среднецнинской мордвы Территория: междуречье р.Цны и ее притока – р. Мокши, территория современных Пензенской и Тамбовской областей. Время: 9 век. Статус: небогатая девушка, не замужем. В дальнейшем планирую разбогатеть и сделать богатый праздничный костюм. Пока же собираю информацию, деньги, а также – тренирую силу и выносливость, чтоб этот богатый костюм могла поднять, надеть и носить. Замуж, наверное, тоже выйду. А то головные уборы замужних так красивы, что сплю плохо В создании костюма принимали участие: Пермякова Ю.А.(vseslava) – шитье (одежда, обувь), крашение, ткачество (пояс, обмотки), вязание иглой, стеклоделие (кроме бисера), сбор и анализ информации. Гусынин В. А.(Tarkhan) – бронзовых дел мастер. Создал венчик, гривну, все пронизки, сюльгамы, височные привески с грузиком, звездчатые привески накосника, перстень. А также – информационная, моральная и всякая прочая поддержка. Ежов М.М.(HagenM) – информационная, моральная и всякая прочая поддержка. Податель информации к размышлению о родственных марийцах. Плотников А.С. – информационная поддержка. Итак. Рубаха нижняя – домотканый этнографический лен полотняного переплетения, не окрашена. Крой прямой, туникообразный, вырез горловины округлый, спереди небольшой разрез. Штаны. Домотканый этнографический лен, полотняного переплетения. Крой взят с мокшанских женских штанов понкст. (7, стр.19) Рубаха верхняя. Домотканая этногр. шерсть, полотняного переплетения, окрашена крушиной. Крой прямой, туникообразный, округлый вырез горловины с небольшим разрезом спереди. Обмотки. Ширина 8 см, сотканы из домопряденой шерсти на вертикальном ткацком стане, саржа 3х1. (Еще не закончены, фото чуть позже) Оборы. Кожаные ремни с бронзовыми обоймицами На фото видны чулки, черные, вязаные иглой. Очень спорный, и почти безнадежный элемент костюма. Вязаные иглой чулки упоминаются лишь на 14 век (1, стр.104). Этнографами зафиксированы вязаные костяной иглой чулки из шерсти овец. Цвет – черный и белый. (Белицер, с.176). Однако вероятность их бытования в 8-11 веках кажется сомнительной. В дальнейшем заменю на онучи. Ну или источники найду. Обувь. На фото видны простые поршни – сшитые из одного куска кожи, стянутого ремешком. Временный элемент костюма, в ближайшие дни заменю на более правильные. Пояс. Тесьма, сотканная на дощечках, шерсть. Нити белые и окрашенные крушиной. Украшения. Венчик «обычного типа», бронзовый, из трубочек в пять рядов, нанизанных на кожаные ремешки, и соединенных прямоугольными обоймицами. Посажен на кожаную полосу, на затылке застегивается пряжкой. Оригинал – экспозиция Пензенского краеведческого музея. Гривна круглопроволочная, концы имеют квадратное сечение и украшены насечками. Оригинал – экспозиция Пензенского краеведческого музея. (на фото- верхняя) прошу прощения за качество фото. Если есть необходимость - в ближайшее время схожу в музей и перефотографирую. Сюльгама. Застегивает ворот рубахи. (оригинал - 6, стр. 99) Ожерелья. Снизаны на кожаных ремешках и нитках (оба варианта неоднократно упоминаются в дневниках раскопок Пановского, Елизавет-Михайловского и Крюково-Кужновского могильников). Там же, множество описаний ожерелий из пастового желтого, синего, черного бисера и одной-двух более крупных, мозаичных бус (глазчатых, например). Еще две низки – верхняя – бронзовые пронизки из круглой тонкой проволоки и раковин каури, нижняя – те же пронизки, бронзовые бубенцы, стеклянные бусины (желтые пастовые двух- и трех-частные пронизки, синие прозрачные «кубики со срезанными углами», черные пастовые глазчатые, синие ребристые пастовые и прозрачные, желтые прозрачные зонные, голубая глазчатая пастовая, голубая зонная). Все бусины сделаны по следующим источникам: 6, табл.22, 12, табл. XII (хотя и не «те» могильники, однако же П.П. Иванов неоднократно при описании бус Пановского могильника ссылается на них.), фото из Пензенского Краеведческого музея, многочисленные описания в дневниках раскопок Пановского, Елизавет-Михайловского и Крюково-Кужновского могильников. Если есть необходимость – потрачу время и приведу на каждую бусину отдельный источник. Надо? Перстень. Бронзовый спиральный из круглой проволоки в 5 оборотов. Подобные перстни в 4-8 оборотов - частая находка. Например (4, стр. 195) Височные привески. Типично мордовское украшение. Способ ношения - погр. №304 Крюково-Кужновского могильника. Небольшой эксперимент, насколько удобно так носить это украшение, показал, что вполне. фото оригинала (6, стр. 105) Накосники На фото видны косы, но совершенно не видно накосников. А все потому, что они в процесе создания, и фото с ними выложу позже. Фото источника: (4, стр. 200) Браслеты. Тоже пока мифический элемент костюма. Как будут готовы - выложу фото. фото источника: (6, стр. 101) Жду поправок, замечаний, вопросов, предложений

Тэлька: красавица! костюм великолепный!


vseslava: Тэлька, спасибо

babaklawwwa: присоединяюсь! Юль! высококлассно!!!! мне со своим костюмом аж-н стыдно.. .придется выкручиваться за счет "строгой" реконструкции

vseslava: Света, спасибо :) и хватит прибедняться) шмотки исправить не так сложно. А украшений, типичных для мордвы у тебя больше. я же мордовский нищеброд. Но я обязательно исправлюсь:)))

Olga: Ой, девчёнки, смотрю я на эту красоту и чуствую, что пора в вашу мордовскую веру обращаться.

vseslava: Olga еще бы кто-нибудь из паспортистов что-нибудь написал бы, и мне было бы счастье. Дамы и Господа! Я с удовольствием что-нибудь переделаю, Вы скажите только. Ну или обосную...

olbeorn: обоснуй почему не улыбаешься на снимках.:)

HagenM: краткость- сестра таланта) молодца!

vseslava: Максим, да ты что))) главная установка на фотосессии была - "не ржать!!!" Потому и не улыбаюсь. Стараюсь изо всех сил, между прочим)))

vseslava: HagenM Спасибо , сокращала как могла. Чтоб читать было проще

babaklawwwa: Olga ольга, ты решила собрать костюмы на весь народ нашей равнины??? =))) к каждому фесту по новому костюму!

Olga: Канешна! А то я как не девица, третий год в одном хожу.

babaklawwwa: давай до агуста делай и с нами на аламнер!

Микула: Здорово однозначно! И костюм и паспорт - всё отлично! Раз уж я зануда знатный, позанудствую немного ещё. По сюльгаме посмотрите предисловие к Елизавет-Микайловскому и Пановскому могильникам. Материальная культура Средне-Цнинской мордвы 8-11 вв. По материалам раскопок П.П. Иванова за 1927-1928гг. мордовское книжное изд-во. Саранск. 1969. стр. 10 рисунки по выдержке (4 и 6.) рис. 8 Хотя на самом деле, это мелочь. Просто хочется, что бы костюм был наиболее близок к совершенству. У меня самого косяков наподобе не один и не два. По обмоткам Вы меня заставили задуматься. Давно точит меня мысль, что мужики обор не носили. Тем более, что финскому могильнику Залтховье (если правильно название написал) у мужчин прослежены именно обмотки. Надо по этому поводу поглубже покопаться.

vseslava: Микула спасибо. Посмотрю по застежкам подробнее. Все равно в ближайшее время будем делать еще застежки, так что эту можно и отразить, как чуть более позднюю, чем 9 век. А насчет обор... насколько я понимаю - оборы это ремни, которые не дают спадать обмоткам, онучам и тп. По этнографии они четко прослеживаются и у мужчин, и у женщин. Не только архаичные - кожаные, но и из лыка, шерсти. Или Вы имеете ввиду именно ремни с обоймицами?

Микула: По манере ношения обор - из той же книги таблица с погребениями. Обратите внимание на положение обор на нижних концах берцовых костей. Оборы, похоже, наматывались виток к витку и высоко не поднимались.

vseslava: Хм... цитата полностью по 290 погр. Крюково-Кужновского могильника выглядит так «На конечностях берцовых костей обмотки из шерстяной грубой материи, в виде ленты, сложенной вдвое. Поверх обмоток обложки из тонкой кожи и сверх кожи – ременные оборы.» Так что отказаться ли от них - это вопрос. Для меня вообще оборы - один из открытых вопросов по костюму. Предполагаю два варианта - оборы, как часть украшения обуви - то есть несколько оборотов на щиколотке, и кожаные ремни, обматывающие ногу от щиколотки до колена. А вот конкретнее - надо искать. А еще для меня пока не ясно - как височные привески крепились к головному убору. Не все же их в ушах носили. Пара теорий у меня есть по этому поводу, осталось доказательства собрать. Или опровержения

olbeorn: финскому могильнику Залтховье (если правильно название написал) Залахтовский могильник, находится на берегу залива Лахта Чудского озера



полная версия страницы