Форум » Паспортизация » Вопрос северяночки » Ответить

Вопрос северяночки

Sovuschka: Доброго времени суток. Вопрос возник. На Русборг я не попадаю по определению (экзамены), но к ладейке планирую всё же вырваться к вам. И интересуюсь - можно ли сейчас выложить паспорт (позже не получится), так сказать "на перпективу"? По результатам обсуждения и пошива барахла. Вот первые ссылки на источники http://photofile.ru/users/sovuschka_nv/115321464/ и на рубаху http://photofile.ru/users/sovuschka_nv/115321377/ Всё будет пополнятся в ближайшее время.

Ответов - 70, стр: 1 2 3 4 All

Sophia: Да , ну и про шовчик конечно тоже. По этнографическим данным в самой мегапопулярной литературе обработка шва несколько другая.

Sovuschka: Sophia пишет: Судя по всему вы вшиваете квадрат в разрез? Так в разрез косые полики вшивались. А прямые пришивались иначе. Вы в чём-то правы. Действительно, крой напоминаает косые полики, но только немного. В действительности он мало похож, только тем, что вшивается в верх стана. Про датировки - насколько я могу верить специалистам (Л.Чижиковой), этот крой очень архаичен. В одном из первых постов я уже полностью обосновывала его. Прямые полики пришивались многими способами, но этот - он существовал только у автохтонного населения Курской и Орловской губерний (горюны и саяны - потомки летописных северян, по мнению современных этнографов - Русские. М., 2005. С. 111.), кажется, также и у полехов Брянщины. Распространение подобных рубах чётко вписывается в северную границу расселения северян (юг Сверщины вторично заселялся выходцами из Подмосковья уже в XVI - XVIII вв.). Тем более, по мнению исследователей, это наиболее архаичный здесь крой, а целиковые туникобразные рубахи засвидетельствованы только енсколоко раз и только у пришлого населения ( Вот ссылка на этнографию http://photofile.ru/users/sovuschka_nv/115321464/125269418/#mainImageLink (Чижикова Л.Н. Русско-украинское пограничье: История и судьбы традиционно-бытовой культуры (XIX - XX вв.). М., 1988, С. 147) и описание: Рубаха I варианта бытовала у горюнов и саянов Курской губернии. Ее стан кроился из четырех полотнищ, расположенных по два спереди и два сзади (как в I подтипе поликовой рубахи). Полики в форме прямоугольных вставок размером 17—20X35—37 см как бы врезались в цельное полотнище клиньями (подобно косым поликам в I варианте, см. выше). Рукав вшит в боковые кромки полотнищ стана (рис. 13а). Характерны узкие, длинные, скошенные к кисти рукава, сшитые из одного домотканого полотнища и длинного треугольного клина размером 18X43X44 см, при использовании фабричных материалов клинья могли быть больше: ЗЗХ61Х X 81 см. В XIX в. скошенные к кисти рукава с клиньями нередко шили длиннее кистей рук, они собирались па руке горизонтальными сборками . Рубахи с длинными рукавами были широко распространены в XIX в. У русских в центральных и южнорусских губерниях, бытовали они и у других народов (карел, эстонцев сету). Традиции длинных рукавов, закрывающих кисти рук, восходят к древнерусской одежде. В XV—XVII вв. такие рукава носили и высшие сословия и крестьяне... Рубаху с прямыми поликами, пришитыми по основе, носили с поневой-плахтой горюны в Путивльском уезде, с распашной и глухой поневой — саяны Дмитриевского уезда. Более широкая область ее распространения — западные и юго-западные русские губернии; Калужская, Орловская, частично Смоленская и Московская, а также Черниговская; она в значительной степени совпадает с территорией распространения поневы—плахты и распашной поневы.

Sovuschka: По швам. 1. Не думаю, что шов "назад иглой" вызовет много вопросов, поскольку практически аналогичный ему шов "стебельчатый" (они различаются только разницей в промежутке между стежками и восприятием - какая сторона "лицевая", но не техникой выполнения) зафиксирован в вышивке новгородской обуви с XI в. (Сабурова М.А. Древнерусский костюм//Древняя Русь. Быт и культура. М., 1997. С. 104). Вряд ли им пользовались только для отделки обуви. Шов "обмёточный" может вызвать вопросы. Я позволила себе воспользоваться статьёй о швах викингов (есть только сама статья, но, к сожалению, нет ссылок, если кто-то может помочь с ссылкой вот на это Dark Age Stitch Types VIKING AND SAXON STITCHES или на аналогичную статью, буду благодарна). Ежели есть обоснованные доказательства того, что одобный шов нельзя использовать в славянской одежде, вполне могу переделать на простой шов "через край", там совсем немного работы. Думаю, на вопросы я ответила. Есть ещё замечания?


status: ссылка

Krada: Прошу прощения, я наверное что-то пропустила: а где можно посмотреть фото к данному комплексу? а то идет такая бурная дискуссия и не всегда понятно очем речь

Sophia: Про данный тип полика у Лебедевой Н.И. "Народный быт в верховьях Десны и Оки" написано следующее выводы абсолютно обратные вашим.

Sovuschka: Sophia пишет: выводы абсолютно обратные вашим. Выводы не мои, а этнографов. По приведённой вами цитате - будьте добры, укажите страницу. Хочу обратить внимание - в ней не дано описание группы населения, пользовавшейся таким кроем - пришлые, автохтоны? Поэтому при всём уважении к Н.И.Лебедевой, я принимаю не менее авторитетное мнение Л. Н. Чижиковой, долгое время занимавшейся изучением именн быта этих мест. Потому что она приводит не только описание одежды, но и характеристику группы населения, носившей этот комплекс. Обратите внимание, что практически все исследователи сходятся в одном - горюны в Курской губернии, палехи (или полехи) в Брянской - остатки древнейшего славянского населения, саяны - остатки того же древнейшего населения, на которое наложились новые волны переселенцев из современой Белорусии (Русские. Историко-этнографический атлас. М., 2005. С. 11.; Пармон Ф.М. Русский народный костюм. С. 230 (подскажите год выпуска сей книги, нет страницы с выходными данными) и др.). В целом получается такая ситуация - один маститый исследователь на основе своих экспедиций утверждае, что данный крой более поздний, другой, не менее маститый - что он архаичен по сравнению с остальными типами, бытующими в данной местности. Не беря во внимание такие особенности, как архаичность всего комплекса, можно сказать, что "счёт 1:1". В этом случае каждый остаётся при своём мнении, пока не появятся новые доказательства. А всё же - кто может точно датировать появление основных типов кроя поликовых рубах? Ну хотя бы в пределах 200 лет? Не появление в какой-либо местности заимствований, а именно первое появление такого типа у славян/русских? Krada Описание комплекса на первой странице обсуждения, ссылки на фот (пока их мало, т.к. всё в процессе изготовления) сейчас выложу в начальном посте. Спасибо, что напомнили растяпе

Sovuschka: ststus, спасибо за ссылку

Sophia: За 1000 лет северяне прежде чем превратится в горюнов и саянов ухитрились поменять религию, за 100 лет избавится от одного типа височных колец и перейти к абсолютно другому, а вы пытаетесь утверждать что крой не претепрел изменений. ИМХО, основанное на мнение ряда этнографов, позволяет утверждать что есть несколько основных типов рубах, которые имеют общие архаичные корни. И рубаха с таким типом вшивания поликов к ним не относится. Безполиковая - да, прямые полики - возможно, но с такой большой натяжкой, косые полики вообще не известно чем датировать. Это как с поневой, типы, подтипы разные, но общим практически для всех регионов, является декорирование края понев красной отделкой. Именно на основе этого делают выводы об общеславянской традиции. И поэтому, именно такую отделку стоит использовать, не имея копанины. Так и с рубахами. Не имея копаных источников, стоит использовать крой наиболее часто признаваемый архаичным, а не использовать локальные варианты, не подтвержденные никакими другими данными.

Sovuschka: Sophia пишет: За 1000 лет северяне прежде чем превратится в горюнов и саянов ухитрились поменять религию, за 100 лет избавится от одного типа височных колец и перейти к абсолютно другому, а вы пытаетесь утверждать что крой не претепрел изменений. Изменение типа височных колец - они менялись на протяжении 200 лет. И каждый раз менялся костюм? Принятие христианства - у северян есть христианские захоронения ещё до принятия Владимиром этой веры. Всё это не столь серьёзные показатели. А вот манера ношения даже новых височников, отказ от заимствований фрагментов костюма даже родственных племенных объединений - всё это гораздо больше свидетельствует о традиции. Sophia пишет: общим практически для всех регионов, является декорирование края понев красной отделко Это не доказательство, потому что отделка краёв красным существует у многих народов мира, даже не Евразии. А по поликам... Давайте возобновим спор осенью. Потому что сейчас у каждого своё мнение. А вот осенью у меня будут новые сведения и по этнографии, и по копанине именно северян. Может, спор выйдет на новый уровень. P.S. Спасибо вам за ваши замечания. Они очень помогают думать и искать новую информацию. Которая, впрочем, не всегда совпадает с вашей



полная версия страницы