Форум » Паспортизация » Вопрос северяночки » Ответить

Вопрос северяночки

Sovuschka: Доброго времени суток. Вопрос возник. На Русборг я не попадаю по определению (экзамены), но к ладейке планирую всё же вырваться к вам. И интересуюсь - можно ли сейчас выложить паспорт (позже не получится), так сказать "на перпективу"? По результатам обсуждения и пошива барахла. Вот первые ссылки на источники http://photofile.ru/users/sovuschka_nv/115321464/ и на рубаху http://photofile.ru/users/sovuschka_nv/115321377/ Всё будет пополнятся в ближайшее время.

Ответов - 70, стр: 1 2 3 4 All

Raina: Приступим помолясь! Ну,во-первых утверждать в археологии вообще ничего нельзя.Мы можем только ПРЕДПОЛОЖИТЬ на основании имеющегося у нас материала и с той или иной исторической достоверностью.Этнографические данные нужны,да.Но столько лет разницы тоже не просто так. О Седове.Люди вы разводите полемику не по теме.(тема о паспорте конкретного костюма,да).Да есть вещи в его публикациях каторые устарели и подкорректированы другими учеными.Но, Совушка, вы ж на него тоже ссылаетесь в паспорте. Во-вторых.Привет модерам! (мухи,лапти это к чему в этой теме?!И так намного? ) В-третьих.Стойкое чувство, что придираются.Что-то не ясно:если вопрос про головной убор,то ответ с ссылкой на источник.Мнений у специалистов много и у каждого свое.Выяснить кто из них прав не получится все равно!Мы ж помним что можем лишь предпологать Чего добиваемся?!-если костюм не подходит для мероприятия,то организатор напиши свое фэ и заканчим полемику Если будут вопросы "почему,а что мне сделать чтоб подошло?" ответы с ссылками. ......а потом я открыла фотофайл. эээ......мало фоток раз.Качество два.Даже из того что сделано ничего не видно,увы мне Вот,можно мнение со стороны?-все хорошо пока на словах и ссылками на литературу.А когда в игру вступают сделаные факты уже не так весело. Даете еще фоток,больших,чтоб швы и крой видать!Понятно что костюм пока в стадии сборки,НО. Этот паспорт не подходит под это фото

Сигурд Хёдинсон: chainic я не задал ни 1 вопроса по паспорту. я задал вопросы по общим вопросам и просил быть осторожнее в высказываниях, только и всего. :) в положении по паспортизации написано вроде, что вопросы по паспорту комиссией задаются в личку. или каждый мой пост мне надо пояснять, спрашивается он как от паспортиста или от форумчанина?

chainic: Ну..да, теперь понятно что вопросы личные. Спасибо, пояснил.


Sovuschka: Sophia Скажите пожалуйста, вы всем так грубо отвечаете? Я не давала вам повода для такого тона. По вашим вопросам (авторская грамматика и пунктуация сохранена): 1. легко перемахивая через тысячелетие, вы абсолютно не хотите воспользоваться информацией которая располагалась в 300-400 км втот же период. Я не "перепрыгиваю" через тысячелетие. Я обоснованно привожу примеры наиболее архаичного костюма данной территории по мнению специалистов-этнографов. Как я поняла, вы этнограф. Пожалуйста, приведите обоснованные доказательства того, что костюм разных территорий и разных племенных и этнических объединений в одно время был намного ближе друг к другу, чем костюм предков и потомков (конечно, с учётом использования в последующем заимствований – их нужно исключить). И не общие работы, не работы Зеленина, датированные, если не ошибаюсь, 1920-ми годами, а современные, основанные на данных археологии, нарративных и изобразительных источниках, если вам не нравится этнография. С точными указаниями выходных данных, цитатами, страницами, с которых эти цитаты взяты (по приведённым вами цитатам из Григорьева вы ссылок так и не дали, даже не указали саму книгу, благо, я хорошо её знаю). 300-400 км в той ситуации никак не меньше, а то и больше, чем 1000 лет. В 200 км к югу или востоку, к примеру, жили аланы и болгары. Вы предложите мне использовать данные об их одежде? Благо, материалов много. Но у них заимствовано очень немного, главным образом оружие, детали наборных поясов, конского снаряжения и очень редко - женские украшения, в единичных (за исключением салтовских серёг) экземплярах. А в 200 км к северу жили финно-угры и балты. И если незначительное влияние балтов ещё прослеживается в некоторых комплексах северян, то уж финно-угры, как я говорила, появляются здесь только во времена Владимира, по причине «нарубания лучших мужей» для защиты от Степи. Это уже конец Х в., время, когда горнальские укрепления уже лет 15 как уничтожены (поселение-селище разрастается и существует до конца XII в), а на смену им приходит возведённое на месте небольшого роменского поселения (вряд ли даже городища, скорее хутора или небольшого селища) Гочевского городища. Приведённые вами тезисы: Степанова Ю.В. Детали покроя древнерусской одежды по материалам погребальных памятников Верхневолжья // Интеграция археологических и этнографических исследований. Материалы IX Международного научного семинара. Омск-Нальчик, Омск. ун-т, 2001.-С.236-239. Обратите внимание на одно слово – «древнерусский», т.е. он уже несколько отличается от исконно славянского. И объясню, чем. Пуговицы (костяные или металлические) появляются в обиходе именно с переходом древнерусскому времени, это довольно чёткое различие, которое, в отличие от появления поликов, точно укладывается в промежуток несколько десятков лет. Причём у каждого из племенных объединений этот промежуток различен – в Киеве, Новгороде, отчасти в Черниговских землях – конец IX – начало Х в., у северян – конец Х – начало XI в., у вятичей – XI в. А тематика работы Ю.В.Степановой – XI – XII вв. Вы посмотрите внимательно. Теперь же давайте посмотрим на население Верхневолжья в конце I – начале II тыс. н.э. (Седов В.В. Славяне: Историко-археологическое исследование. М., 2002, С. 569, Рис. 121). Если обратите внимание – это территория, на которой переплетаются традиции словен новгородских, кривичей, финно-угров (мери). Там не было даже родственных севере вятичей. Это подтверждается и текстом приведённой вами статьи: «Можно предположить, что здесь имела место одежда типа туникообразного "сарафана" глухого покроя или наплечное покрывало. Такой тип одежды реконструируется по материалам погребений прибалтийских финнов (эстов, веси, на территории Финляндии), балтов X-XIII вв.». И далее: «В ходе формирования женского древнерусского костюма в Верхневолжье происходило включение в его состав деталей, характерных для культурных традиций населения соседних территорий. При заимствовании эти детали утрачивали свое функциональное назначение в связи с иным покроем одежды и использовались в качестве особых украшений. … Такие явления были прослежены и на материалах женских захоронений X-XIII вв. Восточно-Балтийского региона». И вы ведь помните выводы этой работы – основа костюма Верхневолжья – одежда финских племён. Ведь вы знаете разницу между разными этническими объединениями. И приводить цитаты, не учитывая этой особенности не очень корректно. Северяне отнюдь не относятся к родственникам словен, какой бы версии (О.В.Сухобокова об автохтонности роменцев, или А.В.Григорьева о переселении «северов» с территории Балкан) вы не придерживались. А вот этнографически известные группы горюнов и саянов – как раз и являются (по мнению довольно большого числа специалистов-этнографов и историков) потомками северян, причём это определяется не только костюмом, но и особенностями говора, обычаями. Конечно, у саянов есть и сарафанный комплекс, но он возник уже в намного более позднее время, судя по всему в XVII – XVIII вв. Разница обоих комплексов очень хорошо заметна. 2. Про отделку: типичным было затканное полотно. Оформление шелковыми нашивками встречалось в декорировании швов, манжетов. горловины, но никак не создание ритмичного узора. Вы так уверены, что типичным было именно затканное полотно? Пожалуйста, приведите примеры из археологии. Этнографию я знаю. А вот вам археологические примеры отделки нашивными лентами плечевых швов – описание отделки платья из Изяславля - Сабурова М.А. Древнерусский костюм//Древняя Русь: Быт и культура. М., 1997. С. 102. О декорировании швов – вы вспоминаете рубаху Скопина-Шуйского? Это начало XVII в. 600 лет разницы с Х в. Если вы допускаете преемственность в этом случае, почему же не допускаете преемственности в других случаях? Этнография – посмотрите, пожалуйста, альбом: Мерцалова М.Н. Поэзия народного костюма. М., 1975. Обратите внимание на отделку одежд, особенно южнорусских. Пожалуйста, посмотрите на приведённую мной фотографию девушки (XIX в.) и скажите, не учитывая моей раскладки цветов, что это - вышивка, или же аппликация, конечно не в отношении ромбов и стилизованых цветов? Я, перед тем, как предложить эту версию, консультировалась со специалистами, знаю материалы Курского краеведческого музея. Ваше утверждение об отделке ворота, манжет и т.п. основано ведь и на этнографии в том числе, а этнография севера и юга России различна, различия обозначены ещё как минимум с Х в. – в верованиях, социальных и политических особенностях, языке (то же самое пресловутое оканье и цоканье отмечается ещё в первых берестяных грамотах – почитайте: Янин В.Л. Я послал тебе берёсту. Изд.3. М., 1998.). Так почему же, признавая различия в языке, вы не учитываете этих же различий в костюме? 3. Про вышивку: я предположила что вы легко можете воспользоваться любой из привиденных техник исходя из ваших предпосылок что тыщща лет не срок, и не факт , что выберете правильную. Объясните пожалуйста остальным четко и конкретно в какой технике будет вышивка? Я зто знаю, потому что занималась данным вопросом, многие нет. Вышивка будет набором, если вы так хотите точно и односложно. А если подробнее, то роспись и тамбур, известные этнографически и археологически, так же как и стебельчатый шов, здесь почти не использовались. Вас устроит такое объяснение? А вышивками занимаются многие реконструкторы, незачем утверждать обратное. 4. Про поневу: Приводя в паспорте цитаты о богато украшенных поневах, вы приводите самые поздние варианты декорирования. Использование же данных этнографии в реконструкции схоже с работой реставратора икон, необходимо убрать поздние подмалевки и показать изначальную икону. Так и в этом случае стоит оставить поневу с минимум декоративных элементов. И не приводить их в источниках. Вы уверены, что в исследуемое время не было отделки понёв, аппликации на одежде? Пожалуйста, покажите образец? Не ссылку на Зеленина и Ф.М. Пармона (первый – слишком устаревшие сведения первой половины ХХ в., второе – общая работа), а самостоятельное исследование – вышивки, кроя одежды, головного убора, отделку одежд. Это очень многим нужно. И реконструкторам, и историкам. Без шуток. Я очень люблю узнавать новое, учиться у разных людей. Надеюсь, смогу поучиться и у вас. Богато украшенные понёвы - Воронежская губерния. Вот там да, там они вообще затканы-расшиты так, что и основы-то не видно. Тот же вариант, о котором говорю я – очень скромная отделка. Посмотрите фотографию, она приведена (одна понёва, распашная – обыденная, отделана полосой однотонной ткани, вторая, со спиралями – праздничная, но вариант конца XIX – начала ХХ вв. с прошвой из покупного набивного ситца). 5. Ну главное, что ж я вам буду какие-то мысли высказывать, куда мне до вас, если вам Рыбаков и Седов не авторитеты. Седов и Рыбаков авторитеты, но совсем не в тех областях, которые мы обсуждаем. Рыбаков абсолютно точно указал границы расселения северян, хотя и использовал для этого поздние спиральные височники. Ну не было тогда методик анализа семи- и пятилопастных колец. И точно указал торговые пути, в том числе главный для северских земель с конца Х в. - путь из Киева в Булгар, станции-манзили – Горналь и Гочево. Кстати, он, хоть и авторитет, но практически не опубликовал материалы раскопок 1938 и 1940 гг. в Гочево. Найти эту информацию невероятно сложно, многое потеряно. Да и как я могу не считать его авторитетом, продолжая раскопки там же, где он в 1938 г. – в Гочево? Седов – он тоже авторитет, у него очень много важной, неустаревающей информации. Но насколько далеко продвинулась наука за те почти 30 лет с выпуска его "Восточных славян"? Он не так много нового написал с тех лет, поверьте. У меня собраны почти все его книги. Большой объём и количество монографий отнюдь не равны большому объёму и качеству информации. Вот вам пример. В «Восточных славянах» он пишет; «Бусы из сердолика и хрусталя единичны и встречены только в пяти северянских могильниках» (Седов В.В. Восточные славяне в VI – XIII вв. М., 1982. С. 139). Но, например, раскопками курского археолога Ю.А.Липкинга у с. Лебяжьего было обнаружено погребение, тогда датированное довольно широко – конец IX – X вв. (первая публикация Ю.А.Липкинг. Могильники третьей четверти I тыс.н.э. в Курском Посемье//Раннесредневековые восточнославянские древности. Л. 1974), в котором были сердоликовые призматические и монетовидные бусины (фотографии можете посмотреть по той ссылке, которую я привела). Находки же сердоликовых призматических бус известны очень давно. Например, у с. Воробьёвка-2я зимой 1965 г. детьми был найден клад дирхемов и украшений (в том числе обломка семилучёвого височного кольца), датированный Х в., причём количество сердоликовых призматических бусин было не менее десятка. Информация о кладе была опубликована В.В.Кропоткиным (Новые находки сасанидских и куфических монет в Восточной Европе//Нумизматика и эпиграфика. Т IX, М. 1971). Как видите, только по Курской области (наибольшее скопление роменских памятников Х в. сосредоточены здесь, сейчас выложу карту малых племён в составе племенного союза северян, по А.А.Узянову) можно навскидку за полчаса найти несколько примеров широкого бытования сердоликовых бусин, причём свидетельств, относящихся ко времени за 10 – 20 лет до публикации книги В.В.Седова. Как пример устаревания информации – шесть лет назад датировка Гочевского городища была конец Х – середина-конец XIII вв. Два года назад – конец XIV в. В прошлом году предположительно гибель городища на Царском Дворце в Гочево была определена в 1380-е гг., скорее всего 1389. Вы будете утверждать, что прав Рыбаков, на основе одного шурфа датировавший Царский Дворец не позже середины XIII в.? Или будете утверждать, что прав Седов, считая волынцевцев то автохтонами, то пришлым населением (версий у него как минимум 2), а черняховцев - иранцами? Или прав О.В.Сухобоков с его классификацией северянских городищ и селищ, в которую не вошли многие поселения? А может, вы вспомните и Мавродина - он тоже один из крупнейших историков своего времени, не меньший, чем тот же Седов в своё. 6. Шейте хоть сарафан с кокошником, вы все сможете доказать, уважаю. Я в вас верю! Насчёт кокошника - может, вы удивитесь, но этнографические воронежские кокошники имеют прямые аналогии в изобразительных источниках – половецкие бабы XI – XIII вв. Так что если кто-то захочет делать древнерусский костюм Верхнего Дона – обратите внимание. Ссылки дать не могу, книгу по половецким бабам читала давно, но анализ изображений вы сможете сделать сами – литература, как я понимаю, у вас есть. Всего-то и надо, что сопоставить воронежский кокошник из книги Мерцаловой "Поэзия народного костюма" С. 29 с половецкими бабами. Сарафан же – вы сами привели работу Степановой, она как раз прослеживает возможные предпосылки зарождения сарафана. Вы говорили о том, чтобы уметь отделять важную, адекватную информацию от поздних наслоений. Вы правы. Но ваши упоминания устаревших книг меня удивили. Их уже давно используют с большими оговорками. Приведённые мной новые специальные работы именно по истории северских земель вы пропустили. А ведь сейчас крупнейший специалист по роменской археологической культуре (северяне, радимичи и вятичи в догосударственный период – IX – X вв.) – А.В. Григорьев, по Посемью пишут В.В. Енуков (в 2007 защитил докторскую, а в 2005 выпустил монографию как раз по истории Посемья до присоединения к Руси: Славяне до Рюриковичей. Курск, 2005), С.П.Щавелёв. По височным кольцам классификацию разработал Е.А. Шинаков, а наиболее полно височные кольца Посемья изучает А.Г.Шпилёв (полные выходные данные приведены в списке литературы Крупнейшим специалистом по донским славянам (родственная роменской борщевская культура) является А.З.Винников, сейчас в Воронеже есть молодые талантливые учёные, занимающиеся роменцами и борщевцами. Многие историки и археологи работают на Украине, например В.В. Приймак, Е.Н.Осадчий. Вы ссылаетесь на Седова, а он использовал в своём сводном труде материалы монографии украинского археолога О.В.Сухобокова (умер в августе 2008) "Славяне Днепровского Левобережья". Киев, 1975. Кстати, в монографии «Славяне», вышедшей в 2002 году, ни слова нет о А.В.Григорьеве, к этому времени опубликовавшем множество статей и монографию Северская земля в VIII – начале XI века по археологическим данным. Тула, 2000. И это только малая часть историков и археологов, трудами которых я пользовалась. Если вас смущает то, что я только появилась в инете и не была на фестах – это не всегда свидетельствует о том, что человек новичок в реконструкции. Сигурд может подтвердить – я с его клубом связана несколько лет (кстати, Стас, спасибо за знакомство с Зориным, если б не ты, не видать бы мне Гочева). Так что, пытаясь показать свою компетентность в реконструкции, не стоит считать новичков форума или феста неопытными людьми. Хорошо? Raina По фотографям - я оговорила, что это только малая часть, то, что я сейчас со своими техническими возможностями могу выложить. Одежда - шить, как вы знаете, намного легче, чем собирать информацию. Домоткань сейчас идёт посылкой, ткацкий станок делается (в комнате 3х3 м с учётом того, что все стены заняты книжными шкафами - сможете разместить?) В наличии шёлк, ткань на понёву, фибулы. Заказаны бусины, ищется мастер, спосбный сделать серебряные украшения. Давайте пока обсуждать текст паспорта, а не его исполнение. Будет одежда - будете сопоставлять с паспортом. Обещаю, к лету всё будет готово. Договорились? Ну не было у меня возможности даже простейшую домоткань заказать.

Raina: Sovuschka,понятно.Желаю много четких и качественных фото.

Sovuschka: Спасибо.

Alyena: Хорошая дискуссия, только постарайтесь все же не переходить на личности. Этим и так форумы грешат, хоть здесь-то не надо, и так уж скоро некуда будет пойти - на всех форумах выясняют отношения, вместо того, чтобы просто доброжелательно беседовать. Как будто не одно дело делаете, как будто друг у друга куски мяса вырываете. По поводу костюма Совушки. Поскольку она просила высказать свое мнение, скажу :) Как статья о костюме, паспорт хороший. Но! Рубаха с поликами действительно под большим вопросом. Первые археологические свидетельства даже не о поликах, а полосах красной ткани, нашитой на плечах - 17 в., Москва. Понева в общем-то по возрасту подходит :) Но не уверена, что надо ее шить по этнографическим образцам. На русальских браслетах - самом раннем изображении поневы (насколько мне известно) понева все же отличается от этнографической. Хотя, конечно, там очень схематично. И опять же есть глобальная ошибка, типичная для реконструкторов. Какой костюм вы делаете? Повседневный? Праздничный? Свадебный? Ритуальный - для определенных календарных праздников? Об этом почему-то не принято задумываться у реконструкторов. Да, данных мало, да, хорошо бы наскрести хотя бы что-то, но все же, согласитесь, часто приходится видеть в одном комплекте несочетаемые предметы. Может быть сделать пока не сильно декорированный костюм для повседневной носки с минимумом украшений? Не надо сразу замахиваться на серебро, вышивку, шелковую отделку. Постепенно это все придет, когда "нароете" побольше информации. У меня вот пришло большое счастье - новые археологические данные по любимому Новгороду 14-15 вв. В результате перешиваю ВЕСЬ костюм мужу и многое для себя. Как говорится, все что нажито непосильным трудом... :)) Вот чтобы впоследствии не было мучительно больно, начните с минимального комплекта. Гочевские курганы - это прекрасно, это интереснейшая тема. С головным убором очень все хорошо изложено. А что касается одежды - наверное лучше всего идти от логики традиционного кроя - я выложила статью на эту тему, очень на мой взгляд, убедительно. Почитайте, поймете, почему я против кроя рубахи с поликами для раннего русского костюма. Традиции кроя русских рубах. http://ifolder.ru/10238542 А в целом - молодец, тема очень интересная и глубокая. Вот по Тверской обл. по костюму Юля Степанова уже диссертацию защитила, хотя там гораздо меньше накопали, чем в Гочево. Сплошные гипотезы. Ничего, сейчас археологическим текстилем многие археологи заниматься стали, так что не спешите, найдут и в вашем регионе что-нибудь глобальное ;))

Repei_Stalingrad: Алена - кризис -всем нервы заводит 8(

bogdanovap: Ах, Алёна, если бы функции костюма хоть на наполеонику учитывали! А то прибегают на балы девы в утренних, дневных и даже прогулочных платьях Это при наличии детально расписанных в модных журналах моделей... А Савушка - столь большая умница, что сижу я весь в грусти, и думаю: почему же в аспирантуру в основном бестолочь идёт, а не такие чудные девушки?! Савушка, споры по деталям и элементам наряда всегда были, есть и будут. В них никогда никто не побеждает, но сам процесс спора помогает каждому лучше разобраться в своих идеях. Вы, по крайней мере, это делаете. Чем сложнее, пафоснее и уникальнее костюм - тем больше он вызовет и споров, и, главное, личных сомнений. Но решать ведь интересно именно сложные задачи, правда? Так что не бойтесь и ставьте себе задачи потруднее! А если в чём-нибудь потом усомнитесь и переделаете - так это нормальная жизнь. Вечного не бывает.

Sovuschka: Алёна, я уже отвечала вам в личку, продублирую и здесь. 1. По рубахе с поликами вот цитата: "Присутствие такой детали, как ворот, или обшивка горловины, функционально связано, прежде всего, с необходимостью собирать полотнища рубахи у ворота. Можно предположить, что здесь проявились усложнения в крое рубахи, увеличение ее объема в верхней части за счет вставок – поликов" (Степанова Ю.В. Комплекс погребального костюма сельского населения Верхневольжья X-XIII вв. Автореф. дисс....канд. ист. наук. М., 2003. Глава 3, параграф 2 формат доступа http://archcostume.narod.ru/avtoref.htm).(Sophia, спасибо вам, вы наконец подтолкнули меня внимательно прочитать работы Степановой ). 2. Понёва. На рсальских браслетах изображение мелкое, может трактоваться по-разному. Ест там фигура девушки в понёве, на которой (понёва имеется ввиду) идут вертикальные волнистые полосы. Уж больно они похожи на отделку. Так что этот вопрос хоть и несколько спорный, но как один из вариатов вполне может рассматриваться. 3. По тому, какой костюм я делаю, и что сначала нужно попробовать повседневный. У меня это не первый костюм, для обыденных работ рубахи -4 шт, понёва - 1 шт., башмаки -1 пара, бронзовые височники типа"Горналь" - 1 пара, пояски - по необходимости. Так что теперь нужно делать что-то более серьёзное. С трудом, конечно, но без этого ничего не получится. Чем больше нервов и крови "выпьет" работа, тем больше отдача. 4. По информации. Я выложила здесь далеко не всё, многое необходимо ещё разложить "по полочкам". И надеюсь, информация будет. А Ю.Степанова молодец, надо заниматься узкотерриториальными комплексами, их мало изучают. Ведь это первый такой пример, да? Про Сабурову я не говорю, у неё поздние темы и не обобщающие. или я ошибаюсь? bogdanovap, а я как раз в аспирантуре. Первый год, правда.

Alyena: Ворота рубах со сборками найдены в Пскове и в Старой Рязани. По всей видимости, там были просто вырезы, присборенные под обшивку. Без поликов. Но это нужно уточнить. Орфинская О.В., Зубкова Е.С. Предварительные итоги исследования текстиля из погребения № 3 Старовознесенского IV раскопа в Пскове // Арехология и история Пскова и Псковской земли. - Псков, 2008. С. 56-74. http://alyena.io.ua/album196899

Sovuschka: Алёна, спасибо . "Будем искать дальше" - "кто ищет, тот всегда найдёт"

Alyena: Сегодня созвонилась с археологом из Пскова, которая занимается "псковской барышней". Ворот был вырезан из цельного полотнища, круглый, потом сосборенный под обтачку.

Недвига: Alyena А это публиковалось (будет публиковаться - готовится)?

Sovuschka: Алёна, спасибо. Только смущает одна вещь - традиции Северной и Южной Руси (России) всё же разные. Ну да ладно, буду искать материалы дальше. И это сведение в "копилку" пойдёт, использую Кстати, начало Паспорта (про источники, здесь не выкладывала) пошло отдельной статьёй. Через месяц где-то будет напечатано.

Alyena: Недвига, я же дала здесь ссылку на статью по псковскому текстилю. Разумеется, они и дальше будут работать - находок там еще предостаточно.

Torunn: Алена, а вас не смущает, что погребение, где найден этот текстиль, трактуется как скандинавское? а здесь обсуждается костюм представительницы славянского племени?

Sovuschka: Выложила фотки с процессом шитья рубахи, правда, только начало. Там и фото швов http://photofile.ru/users/sovuschka_nv/115321377/

Аня и Женя: Ну сейчас Вас спросят про шов...

Sophia: Засмотрелась на уже сшитое. Судя по всему вы вшиваете квадрат в разрез? Так в разрез косые полики вшивались. А прямые пришивались иначе. http://www.yarga.ru/img/obnov/mart_2006_1/odezhda/kupala6.gif



полная версия страницы