Форум » Паспортизация » Паспорта ВИК "Северный берег" Липецк » Ответить

Паспорта ВИК "Северный берег" Липецк

RagnaR: фотки и остальные паспорта чуть позже Паспорт костюма СИтникова Евгения (Рагнар) Территория - Южная Русь. Социальный статус - дружинник, скандинавский наемник, служащий на границе Киевской Руси и Хазарии. В комплект одежды входят: 1 Штаны нижние - лен, шов ручной. По материалам статьи «Мужской костюм эпохи викингов», Copyright © 1994, 1996, 1997 Carolyn Priest-Dorman., Перевод © 1999-2000 Клуб "Черный Вепрь". 2 Штаны Верхние - шерсть, шов ручной. Источник – «Мужской костюм эпохи викингов», Copyright © 1994, 1996, 1997 Carolyn Priest-Dorman., Перевод © 1999-2000 Клуб "Черный Вепрь 3 Рубаха нижняя - лен, шов ручной, украшена тесьмой. Carolyn Priest-Dorman, перевод - Браги Хольмгардсгоди © 1999-2000 Клуб "Черный Вепрь 4 Рубаха верхняя - шерсть,цвет - красный, для обозначение социального статуса. шов ручной, украшена вышивкой и тесьмой. Carolyn Priest-Dorman, перевод - Браги Хольмгардсгоди © 1999-2000 Клуб "Черный Вепрь Цветные одежды в средневековой скандинавской литературе и археологии" Материалы XIII Международной конференции по сагам, Тор Эвинг (пер.: Илайдж, 2006) http://norse.ru/culture/common/color.html Вышивка - по мотивам орнаментов, указанных в статье "Приёмы вышивки и орнаменты эпохи викингов" Copyright © 1994, 1996, 1997 Carolyn Priest-Dorman. Перевод © 1999-2000 Клуб "Черный Вепрь". Оригинал статьи может быть найден на домашней странице автора. Статья переведена с любезного разрешения автора, Carolyn Priest-Dorman.. 5 Рубаха Кожаная - шов ручной, статья «Рубахи эпохи викингов», автор - Carolyn Priest-Dorman, перевод - Браги Хольмгардсгоди. дублёная и прожированная, пошив ручной, выкройка и изготовление по статье «Мужской костюм эпохи викингов», Copyright © 1994, 1996, 1997 Carolyn Priest-Dorman., Перевод © 1999-2000 Клуб "Черный Вепрь". http://www.ragnar.ru/rc_cl_m1.html. Выбор материала продиктован использованием предмета как поддоспешной одежды. Возможность применения оправдана цитатой из саги об Олафе Святом: « Торир Собака ездил две зимы в Финнмёрк. Он провёл эти зимы в горах, много торговал с финнами и был в большом барыше. Он велел сделать себе двенадцать рубашек из оленьих шкур. Эти рубашки были заколдованы, так что никакое оружие не брало их. Они были даже лучше кольчуги.» (по изданию С. Стурлусон «Круг земной», пер. Гуревич А.Я., НИЦ «Ладомир», 2002г.) Применение в сражении: « Торир нанёс ответный удар, и они стали рубиться, но меч конунга не мог рассечь оленью шкуру» 6 Худ – шерсть,шов ручной. Сделан по отчетам с раскопок в Хедебю. Источник – The Vikings. © 1997, Carle Schure & Torsten Verhulsdonk.Шведский исторический музей. 7 Худ – кожа, шов ручной. Версия по отчетам с раскопок в Хедебю – The Vikings. © 1997, Carle Schure & Torsten Verhulsdonk. Шведский исторический музей 8 Обмотки тканые – нитки шерстяные, ткачество на дощечках. Тканые обмотки использовались, это подтверждается находками из Хедебю (I. Hagg “Die Textilefunde aus dem Hafen von Haithabu”, Neumunster, 9 Пояс кожаный - хвостовик и пряжка - отлиты по фотографиям находок из Шведского Исторического музея.(экспонат №23) http://s49.radikal.ru/i123/0903/cc/c2356e9ee70d.jpg 10 Гетры(Ноговицы) шерсть, шов ручной. Аналогичные использовались в костюме народов Северного Кавказа в период 7- первая половина 11 веков, публикация Доде З.В. «Средневековый костюм народов Северного Кавказа. Очерки истории. – М..Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 2001г; 11Обувь - ботинки, кожа,шов ручной, выворотный, треугольный задник, подобные датируются 10м веком, источник – «Die Lederfunde von Haithabu” Von Willy Croenmann – Van Vaateringe, Neumunster, 1984, Taf 1 – образец 3. 12Сумка-"ташка" кожаная сумка, сшита вручную льняными нитками, застёжка ремнём с наконечником через петлю в клапане. Непосредственного прототипа не имеет, размер относительно оригиналов увеличен. Сумки подобной конструкции наиболее часто ассоциируются с венгерским этносом, исследователями датируются 10 веком (Иштван Эрдели «Об археологической культуре древних венгров конца IX – первой половины Х в. Н.Э.» Сборник статей «Проблемы археологии и древней истории угров», Издательство «Наука», 1972г.). Остатки подобных сумок известны по материалам Бирки (Gr.716, 956) - H.Arbman “Birka I DIE GRABER Tafeln”, K.Vitterhets historie och antikvitets akademien, Stockholm, Taf. 129, 136 13 Носки Материал - неокрашенная шерсть Техника вязания - игольная, достаточно кропотливая в исполнении. Длина - оканчиваются у щиколотки (Йорк, а так же Шведские находки). http://www.katajahovi.org/SatuHovi/neulakinnasRekonstr.html http://www.regia.org/main.htm 14 кафтан запашной, короткий (куртка)- покрышка плотное сукно, подкладка мех, шов ручной, по вороту подолу и рукавам возможно будет обметана суконной тесьмой. На основе изображеных воинов с чеканных накладок вендельских шлемов, так же арабский путешественник Xв. Ибн-Хаукаль описал «Книга путей и государств» : «Их одежда - короткие куртки, а одежда хазар, булгар и печенегов - длинные, долгополые куртки из шелка» /проведена аналогия с курткой из Хедебю, выкройка бралась отсюда http://histvarld.historiska.se/histvarld/draekter/vherreman/kaftan.html Аксесуары 1. Кресало довольно распространенной формы, например, «Die Eisenzeit Finnlands» Ella Kivikoski табл.112 рис1008 или табл. 71 рис 641 2. Нож — хозяйственно-бытовой, распространенной формы, лезвие — сварной трехслойный пакет; рукоять деревянная; ножны кожаные, шов ручной, льняная нить; подвешен на кожаном шнуре. Die Wikingerzeit Gotlands» I von Lena Thunmark-Nylen или «Die Eisenzeit Finnlands» Ella Kivikoski. 3. Амулет Молот Тора — серебро, реконструкция оригинала из Раумсдаля, Дания (Rømersdal, Bornholm, Denmark), датируется второй половиной 10 в. Источник: From Viking to Crusader. The Scandinavians and Europe 800-1200. General Editors: E. Roesdahl, David M. Wilson. N.-York, «Rizzoli», 1992. 4. Фибулы — Audrone Bliujiene. «Орнаментика куршских украшений эпохи викингов», рис. 60, 64. 5.обувные шипы Обувные шипы. Исторический экскурс и практическое применение. С.Каинов, Ф.Спасов ("Аустрвегр-Восточный путь"). Комплект вооружения: 1Шлем - Шлем из Гермунд-Бю. Шлем 1 – «Гьёрмунд-бю», реконструкция шлема сделана по публикации Grieg S. Gjermundbufunnet. Norske Oldfunn 8. Oslo, 1947, шлем датируется исследователем 10 веком. 2Ламмелярный панцырь состоит из пластин найденных в Бирке, пластины публиковались - Stjerna, N. 2004. En stappnomadisk rustning fran Birka. (Steppe nomadic armour from Birka). Fornvannen 99. Stockholm., 3Щит круглый, досчатый, из сосновых досок, по лицу оклеен кожей (В.А. Уртан «Древнейшие щиты на территории Латвийской ССР, СА, 1961, №1), окантован кожаной полосой, с полусферическим умбоном, круглые щиты найдены вместе с кораблём из Гокстада, умбоны – захоронения в Бирке Gr.985, 644, 944, 628 (H.Arbman “Birka I DIE GRABER Tafeln”, K.Vitterhets historie och antikvitets akademien, Stockholm.) и многих других. Публикации – множество, из наиболее доступных – А.Н.Кирпичников «Древнерусское оружие», Издательство «Наука», Ленинград, 1971г. 4Меч каролинг - тип V по Петерсону ножны – состоят из двух деревянных планок в кожаном чехле, чехол сшит выворотным швом, нижний конец чехла сшит наружним «через край», аналогичные датированные 11 веком опубликованы в 1955г. в журнале "Wiadomosci Archeologizne.22." видным польским оружиеведом Анджеем Надольским ( по реферату Ф. Спасова). 5Меч каролинг - тип X по Петерсону ножны – состоят из двух деревянных планок в кожаном чехле, чехол сшит выворотным швом, нижний конец чехла сшит наружним «через край», аналогичные датированные 11 веком опубликованы в 1955г. в журнале "Wiadomosci Archeologizne.22." видным польским оружиеведом Анджеем Надольским ( по реферату Ф. Спасова). Паспорт костюма Свиридовой Анны (Асгерд) ВИК «Северный Берег» г. Липецка Территория – Швеция. Бирка. Период - X век В комплект одежды входят: Рубаха нижняя – лен, шов машинный. По рукавам и горловине рубаха обшита шерстяной тесьмой, изготовленной на дощечках. Застёгивается на грибовидную пуговицу. Платье Верхнее – сукно, шов машинный. По подолу и по рукавам шерстяными нитками расшиты узоры, взятые с сайта http://www.aon-celtic.com/cgallery/cgallery59.html Передник – сукно, шов ручной Костюм сделан по материалам заметки, написанной на основе статьи Flemming Bau Seler og Slaeb i Vikingetid. Birka’s kvindedragt i nyt lys (Straps and trains in the Viking Age: Birka’s Femail Costume in a New Light), в переводе С. Каинова. http://asgard.tgorod.ru/libri.php3?cont=_fem1 Пояс – тесьма, тканная на дощечках. Обувь – ботинки, кожа КРС, выворотный шов, треугольный задник, подобные датируются 10м веком, источник – «Die Lederfunde von Haithabu” Von Willy Croenmann – Van Vaateringe, Neumunster, 1984 Ташка – кожа, сшита вручную льняными нитками, застёжка – кожаная пуговица. Непосредственного прототипа не имеет. Сумки подобной конструкции наиболее часто ассоциируются с венгерским этносом, исследователями датируются 10 веком. http://asgard.tgorod.ru/libri.php3?cont=_fem1 Паспорт костюма Голобоковой Юлии (Уны).1. Верхнее платье: шерсть, ручной шов, вышивка шерстяной нитью. Изготовлено по материалам могильника в Херьольфснесе (Викинги: набеги с севера. М.:Терра, 1996. – С.142-143). 2. Верхнее платье: сукно, машинный шов, обшито шерстяной тесьмой, изготовленной на дощечках. Выкройка использована с сайта Библиотека ассоциации Гардарика. Статья: Женский скандинавский костюм (по материалам шведского могильника Бирка): http://asgard.tgorod.ru/libri.php3?cont=_fem1, http://asgard.tgorod.ru/libri.php3?cont=-femt 3. Передник: сукно, ручной шов. По материалам сайта http://scald.nm.ru/biblio/kostum/vik.women.htp 4. Плащ: шерсть, ручной шов. 5. Шапка: шерсть, ручной шов, мех чернобурой лисицы. 6. Рубаха нижняя: лен, машинный шов, вышивка шерстяной нитью. Выкройка использована с сайта Библиотека ассоциации Гардарика. Статья: Женский скандинавский костюм (по материалам шведского могильника Бирка): http://asgard.tgorod.ru/libri.php3?cont=_fem1, http://asgard.tgorod.ru/libri.php3?cont=-femt 7. Рубаха нижняя: лен, ручной шов. Выкройка использована с сайта Библиотека ассоциации Гардарика. Статья: Женский скандинавский костюм (по материалам шведского могильника Бирка): http://asgard.tgorod.ru/libri.php3?cont=_fem1, http://asgard.tgorod.ru/libri.php3?cont=-femt 8. Пояс – тесьма (материал – шерсть), тканная на дощечках. Паспорт костюма Смольяниновой Оксаны ВИК «Северный Берег» г. Липецка Территория – швеция. Бирка. Период - X век Одежда: 1. Рубашка нижняя. Изготовлена из натурального светлого льна, шов ручной. Крой Т-образный. Материал- лён, шов ручной, нить льняная. Раскрой и источник – Библиотека Ассоциации Гардарика. Т-образные рубахи. Lady Muireann ingen Eoghain ua Maoil Mheaghna Перевод: Браги Хольмгардсгоди 2. Верхнее платье. Изготовлено из натурального сукна, шов ручной. шов ручной. По статье - Т-образные рубахи, Lady Muireann ingen Eoghain ua Maoil Mheaghna. Перевод: Браги Хольмгардсгоди. Оригинал статьи можно найти здесь (http://webnz.com/forest/Medieval/articles/Tunics/TUNICS.HTML). 3. Передник. Изготовлен из натурального сукна, шов ручной. Источник: по материалам статьи Flemming Bau Seler og Slaeb i Vikingetid. Birka’s kvindedragt i nyt lys (Straps and trains in the Viking Age: Birka’s Femail Costume in a New Light), перевод С. Каинова. http://asgard.tgorod.ru/libri.php3?cont=_fem1 4. Пояс – шерстяная тесьма с геометрическим орнаментом, ширина 2,5 см, плетеная на дощечках. 5. Обувь. ботинки, кожа,шов ручной, выворотный, треугольный задник, подобные датируются 10м веком, источник – «Die Lederfunde von Haithabu” Von Willy Croenmann – Van Vaateringe, Neumunster, 1984, Taf 1 – образец 3. 6. Украшения – бусинки разных размеров и форм, стекло. Источник: фотографии из Шведского музея истории http://mis.historiska.se/m

Ответов - 30, стр: 1 2 All

RagnaR: извините - фотки чуть позже.я просто в воронеже пока живу)в конце следующей недели думаю смогу выложить

Бьерныч: Вот еще пара паспортов от ВИК"Северный берег" Волкович Михаил Паспорт костюма: Территория-Швеция, Бирка Период-середина 10-го века Социальнй статус- скандинавский купец средней руки В комплект одежды входят: 1.Штаны нижние- лен,цвет морковный, сшиты вручную, выкройка и изготовление по статье «Мужской костюм эпохи викингов», Copyright © 1994, 1996, 1997 Carolyn Priest- Dorman., Перевод © 1999-2000 Клуб "Черный Вепрь". 2.Штаны нижние- лен,серого цвета, сшиты вручную, длинной ниже колена, завязываются под коленом кожанным ремешкрм, выкройка и изготовление по статье «Мужской костюм эпохи викингов», Copyright © 1994, 1996, 1997 Carolyn Priest- Dorman., Перевод © 1999-2000 Клуб "Черный Вепрь". 3.Штаны верхние- шерсть, сшиты вручную, выкройка и изготовление по статье «Мужской костюм эпохи викингов», Copyright © 1994, 1996, 1997 Carolyn Priest- Dorman., Перевод © 1999-2000 Клуб "Черный Вепрь". 4.Рубаха нижняя-небеленый лен, сшита вручную,украшена шерстянной тесьмой выкройка и изготовление по статье «Рубахи эпохи викингов», автор - Carolyn Priest-Dorman, перевод - Браги Хольмгардсгоди© 1999-2000 Клуб "Черный Вепрь . 5.Рубаха верхняя- лен,цвет темно-розовый с серыми клиньями, сшита вручную, выкройка и изготовление по статье «Рубахи эпохи викингов», автор - Carolyn Priest-Dorman, перевод - Браги Хольмгардсгоди© 1999-2000 Клуб "Черный Вепрь . 6.Рубаха верхняя- шерсть, цвет красный,для обозначения дрстатка и как праздничная одежда сшита вручную,вышивка шерстяной нитью,выкройка и изготовление по статье «Рубахи эпохи викингов», автор - Carolyn Priest-Dorman, перевод - Браги Хольмгардсгоди, © 1999-2000 Клуб "Черный Вепрь . 7.Рубаха верхняя- шерсть, цвет коричневый, сшита вручную,вышивка шерстяной нитью,выкройка и изготовление по статье «Рубахи эпохи викингов», автор - Carolyn Priest-Dorman, перевод - Браги Хольмгардсгоди, © 1999-2000 Клуб "Черный Вепрь . 8.Шапка-шерсть, сшита вручную, шестиклинный крой, окантовка- шерстяная тесяма. Источник- http://www.cs.vassar.edu/~capriest/manshat.html . Окантовка тесьмой- вольность. 9.Худ- шерсть, сшит вручную, двухслойный. окантовка- кожанная лента, Сделан по отчетам с раскопок в Хедебю. Источник – The Vikings. © 1997, Carle Schure & Torsten Verhulsdonk.Шведский исторический музей. 10.Шерстяной безрукавный жилет-шерсть, подбитый овчиной, длина по пояс, застежка в виде деревянных пуговиц и кожанных петель, источник-http://www.narodko.ru/article/teatpko/viking/dopolnenia_k_odegde_vikingov.htm данный вид одежды является предположением 11.Плащ- шерсть, двухслойный , прямоугольной формы, источник- http://www.narodko.ru/article/teatpko/viking/plaqi_vikingov.htm 12.Гетры-шерсть, сшиты вручную.Аналогичные использовались в костюме народов Северного Кавказа в период 7- первая половина 11 веков, публикация Доде З.В. «Средневековый костюм народов Северного Кавказа. Очерки истории. – М..Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 2001г. 13.Обмотки- шерстяная тесьма, вытканная на дощечках.Источник – Статья Wickelbander (обмотки). Peter Beatson. Перевод: Тостин ("Восточный Путь"). Статья публикуется с разрешения автора. Оригинал размещен на "Christobel & Peter’s Homepage 14.Обувь-кожа КРС, со шнурком вокруг щиколотки, Хедебю тип 6, Дания, IX век, публикация - Groenman-van Vaateringe.Die Lederfunde von Haithabu. Karl Wachholz Verlag, Neumunster,1984 15.Обувь- кожа КРС выкроена из двух частей 16.Обувь- кожа КРС с застежкой в виде кожанной пуговицы,источник-статья "общие сведения о обуви викингов" автор Джефф Кларк, перевод Боцман http://www.velizariy.kiev.ua/avallon/costume/shoes1.htm , выкройка несколько изменена по отнашению к оригиналу 17.Пояс- хвостовик и пряжка - отлиты из бронзы, источник N.Nicolaysen The viking ship,Christiania 1882 табл 10 рис 13,22 18.Пояс- хвостовик и пряжка - литье, латунь,наконечник и пряжка выполнены в стиле Борре,10 век, Скандинавия, источник- Каталог выставки "Из варяг в греки" государственный исторический музей Москва 1996 г. стр 50, рис 215, стр 51, рис 224 19.Сумка кожанная- сшита льняной ниткой, закрывается с помощью кожанного ремня, продеваемого через петлю. Непосредственного прототипа не имеет, размер относительно оригиналов увеличен. Сумки подобной конструкции наиболее часто ассоциируются с венгерским этносом, исследователями датируются 10 веком (Иштван Эрдели «Об археологической культуре древних венгров конца IX – первой половины Х в. Н.Э.» Сборник статей «Проблемы археологии и древней истории угров», Издательство «Наука», 1972г.). Остатки подобных сумок известны по материалам Бирки (Gr.716, 956) - H.Arbman “Birka I DIE GRABER Tafeln”, K.Vitterhets historie och antikvitets akademien, Stockholm, Taf. 129, 136 20.Нож бытовой- простая деревянная ручка с резьбой, толстое лезвие 21.Фибылы- одна медная и одна латунная, изготовлены по аналогичным образцам находок в Бирке, источник- Birka I DIE GRABER von H.Arbman TAFELN табл.50-51. В комплект вооружения входит: 1.Копье- ланцетовидное, железо, ковка, источник Кирпичников А.Н. Древнерусское оружие выпуск 2 издательство "Наука" 1966 таблII фото 5 2.Топор-источник Кирпичников А.Н. Древнерусское оружие выпуск 2 издательство "Наука" 1966 табл XI рис 8 3.Щит круглый- досчатый, из сосновых досок, с лицевой стороны оклеен кожей, (В .А. Уртан «Древнейшие щиты на территории Латвийской ССР, СА, 1961, №1), окантован кожаной полосой, с полусферическим умбоном, круглые щиты найдены вместе с кораблём из Гокстада, умбоны – захоронения в Бирке Gr.985, 644, 944, 628 (H.Arbman “Birka I DIE GRABER Tafeln”, K.Vitterhets historie och antikvitets akademien, Stockholm.) и многих других. Публикации – множество, из наиболее доступных – А.Н.Кирпичников «Древнерусское оружие», Издательство «Наука», Ленинград, 1971г. 3.Стеганняй доспех- наружний и нательный слои- лен, внутренняя часть- шерсть в три слоя. простеганны между собой льняными нитками,по краям подшит кожанной лентой, рукав 3/4, имеет посередине на груди застежки из кожанных пугович и петель.Использование стёганого доспеха базируется на изображениях с гобелена из Байо, а так же по более поздним источникам 4. Шлем - Норман (пилотка) Имеется наносник и отверстия для подвешивания бармици. Используемые источники: Данный тип известен по изобразительным источникам. К примеру, подобные шлемы изображены на гобелене из Байо Дмитрий Грянко Паспорт костюма: Территория-швеция, Бирка Период-середина 10-го века Социальнй статус- скандинавский наемник В комплект одежды входят: 1.Штаны нижние- лен,небеленый, сшиты вручную, выкройка и изготовление по статье «Мужской костюм эпохи викингов», Copyright © 1994, 1996, 1997 Carolyn Priest- Dorman., Перевод © 1999-2000 Клуб "Черный Вепрь". 2.Штаны верхние- шерсть, сшиты вручную, выкройка и изготовление по статье «Мужской костюм эпохи викингов», Copyright © 1994, 1996, 1997 Carolyn Priest- Dorman., Перевод © 1999-2000 Клуб "Черный Вепрь". 3.Рубаха нижняя-небеленый лен, сшита вручную, выкройка и изготовление по статье «Рубахи эпохи викингов», автор - Carolyn Priest-Dorman, перевод - Браги Хольмгардсгоди© 1999-2000 Клуб "Черный Вепрь . 4.Рубаха верхняя- шерсть, цвет коричневый, сшита вручную,вышивка шерстяной нитью,выкройка и изготовление по статье «Рубахи эпохи викингов», автор - Carolyn Priest-Dorman, перевод - Браги Хольмгардсгоди, © 1999-2000 Клуб "Черный Вепрь . 5.Шапка-шерсть, вязанная 6.Обувь-кожа КРС, со шнурком вокруг щиколотки, Хедебю тип6, Дания, IX век, публикация - Groenman-van Vaateringe.Die Lederfunde von Haithabu. Karl Wachholz Verlag, Neumunster,1984 7. Пояс кожаный - хвостовик и пряжка - отлиты по фотографиям находок из Шведского Исторического музе Вооружение в процессе производства

Николай: Бьерныч Отправлено личное сообщение.


Бьерныч: паспорта исправленны и дополненны

Бьерныч: Вот фото Волкович Михаила http://www.filehoster.ru/files/ci1513 Грянко Дмитрия http://www.filehoster.ru/files/ci1517

Сигурд Хёдинсон: говорит что я исчерпал лимит подключений и просит повторить через 10 мин, при то мчто я не скачал ни 1 файла. да и ещё товарищи, жмите немного файлы с фотками выкачивать на каждого персонажа по 10-15 мб фоток это несколько ен аллё, особенно когда инет лимитированный и за него платятся денюжки.

Бьерныч: пробуйте еще, теперь все получится, файлы сжаты

Truggvi Rosti: Теперь другое дело. в личке.

Ingvild: Паспорт костюма Климовой Екатерины ВИК «Северный Берег» г. Липецка Территория – Швеция. Бирка. Период - X век. В комплект одежды входят: Рубашка нижняя. Изготовлена из натурального светлого льна, шов ручной. Крой туникообразный, по бокам и спереди – клинья. На горловине и краях рукавов нашита шерстяная тесьма (100% шерсти). Платье застегивается на фибулу Верхнее платье. Изготовлено из натурального сукна, шов ручной. Крой туникообразный, с клиньями. Передник. Изготовлен из натурального сукна, шов ручной. Источник: по материалам статьи Flemming Bau Seler og Slaeb i Vikingetid. Birka’s kvindedragt i nyt lys (Straps and trains in the Viking Age: Birka’s Femail Costume in a New Light), перевод С. Каинова. http://asgard.tgorod.ru/libri.php3?cont=_fem1 Пояс – шерстяная тесьма с геометрическим орнаментом, ширина 2,5 см, плетеная на дощечках. Обувь. Обувь – кожаные поршни, кожа КРС, выворотный шов, треугольный задник, подобные датируются 10м веком, источник Источник - – «Die Lederfunde von Haithabu” Von Willy Croenmann – Van Vaateringe, Neumunster, 1984 Украшения – бусинки разных размеров и форм, стекло. Источник: З. А. Львовой Бусы http://www.chernov-trezin.narod.ru/ZLATA_LVOVA.htm Носки – шерсть. Носки, вязаные иглой Источник - http://www.katajahovi.org/SatuHovi/neulakinnasRekonstr.html http://www.regia.org/main.htm Плащ, –шерсть натуральная, ручной шов. Источник - статья " Плащи раннего средневековья", Браги Хольмгардсгоди Косынка – шерсть натуральная, ручной шов. Источник - С.Каинов. Женский скандинавский костюм (по материалам шведского могильника Бирка). 4 фотографии Климовой Екатерина здесь http://foto.mail.ru/mail/zadymka/_myphoto

RagnaR: так как некоторые ссылки уже не работают выкладываю статьи тут Женский костюм Новгорода XI-XII вв. М.И.Петров (Годи). Одной из наиболее сложных проблем исторической реконструкции/моделирования, на мой взгляд, является недостаток качественной научной информации по одежде славян, как женской, так и мужской. Именно эта причина, как кажется, резко сокращает возможности выбора: столкнувшись с практически полным отсутствием информации по женской одежде и орнаментации славян на эпоху викингов, многие отказываются от попыток заниматься реконструкцией/моделированием славянского костюма. Эта работа является попыткой предоставить для широкого использования ту скудную информацию, которая имеется в наличии. Необходимо отметить, что более значительный объем знаний существует преимущественно по характеру славянского женского убора, но не собственно одежде. Последняя реконструируется преимущественно по изобразительным источникам. Одежда. Основной комплекс знаний по истории костюма раннего средневековья (эпохи викингов) получен в результате изучения погребальных памятников. Материалы археологических исследований погребений предоставляют уникальную информацию по истории костюма для скандинавского, балтского и финно-угорского этносов: широкое распространение металлических (прежде всего бронзовых) украшений создает условия для сохранения органических остатков (кожа, ткань и проч.). Однако, большое количество металлических украшений не характерно для славянского костюма, и нарядность одеяний достигалась путем вышивки (причем крайне редко проволокой или металлизированной нитью). В результате инвентарь славянских погребений сравнительно небогат, а сохранность органических материалов минимальна. В то же время существует значительное количество археологических памятников, в которых, благодаря повышенной влажности культурных отложений, прекрасно сохраняется органические материалы: кость, кожа, ткани. Однако, подобный характер культурных напластований характерен, преимущественно, для поселений: Новгород, Ладога, Рюриково Городище и иные. Собственно характер инвентаря, встречающийся в городских культурных напластованиях позволяет получить немногочисленные разрозненные предметы костюма и аксессуары: обувь, украшения, ножи, кресала, гребни и проч. Культурный слой средневекового города не является закрытым комплексом: он неминуемо подвергался более поздним вторжениям (ямы, траншеи частоколов, втаптывание предметов в грунт и проч.). Погребальные памятники потенциально являются закрытым комплексом (хотя безусловно, более поздние вторжения также возможны), что создает более благоприятные условия для комплексного изучения истории костюма. Существенной проблемой для получения источников по новгородскому костюму является тот факт, что погребальных памятников в ближайшей новгородской округе крайне мало. Немногочисленные сопки, вероятно, были срыты или распаханы за прошедшие столетия [1] или подверглись разрушению в XIX-XX вв. [2], грунтовые могильники крайне сложно обнаружить. В свете подобной ситуации на передний план выходят изобразительные источники, полученные в результате археологических исследований. В ходе археологических исследований 1998 на раскопе Троицкий XII в напластованиях первой половины XII века были найдены два рисунка на бересте, которые предоставляют весьма любопытный материал для изучения истории костюма. Наболее вероятная интепретация назначения этих рисунков - эскиз иконы, хотя характер изображения позволяет допустить, что эти изображения могли быть обычной "зарисовкой". На изображении слева основной интерес для изучения истории костюма представляют две детали. Прежде всего необходимо отметить, прямоугольный вырез, расположенный непосредственно на груди изображенной женщины. Вариантов интепретации может быть несколько, однако бесспорно, что изображенный вырез является деталью одежды. С учетом довольно больной глубины выреза можно предположить, что на рисунке изображена верхняя одежда - платье или сарафан. Следует обратить особое внимание на двойную черту по нижнему краю выреза - вероятно, таким образом автор рисунка показал орнаментацию ворота. Другой любопытной деталью изображения является черта, окружающая голову. Допустимы два варианта интерпретации: если это эскиз иконы, то эта черта изображает нимб, если же это светское изображение, то, скорее всего, таки образом показан головной убор - вероятно, платок. Второй рисунок на бересте, обнаруженный в тех же напластованиях, что и первый, также изображает женскую фигуру, однако характер одеяний - иной. Изображенное одеяние покрыто вертикальными штрихами, которые расходятся от области шеи. Кроме того, присутствуют штрихи, направленные вниз от правого плеча. Интерпретация последних представляется затруднительной - возможно, это складки накидки. Штрихи же, направленные к двойной полосе поперек шеи (наиболее вероятная интерпретация - ворот рубахи) могут быть интерпретированы как изображение складок на сорочке или платье. Подобные складки могли образоваться при стягивании ворота шнурком. Необходимо обратить внимание на аналогичную первому изображению черту, окружающую голову - либо нимб, либо головной плат. На обеих изображениях достаточно детально показаны волосы: наиболее вероятен прямой пробор посредине головы. К сожалению, оба изображения - погрудные, поэтому не позволяют сделать каких-либо заключений о длине и подоле одежды. Несколько скептическое мнение автора о правомерности экстраполяции находок XII в. на более ранние периоды, в особенности с учетом того, что речь идет о костюме, который, вероятно, и в эпоху средневековья был не менее подвержен моде, как и в наше время, не позволяет рекомендовать эти изображения как непосредственный источник для реконструкции. Однако, известные аналогии складчатых сорочек эпохи викингов (см. статью о женской одежде скандинавов эпохи викингов) допускают возможность подобной экстраполяции. Концом эпохи викингов (а точнее, первой четвертью XI в.) датируется находка изображения на бересте св.Варвары, обнаруженной в 2000 году на раскопе Троицкий XII. Немотря на то, что изображение святой не может рассматриваться как светский рисунок, и, следовательно, необходимо допускать возможность существования канона изображения, некоторые детали этого "берестяного образка" крайне существенны для изучения истории костюма. Рисунок представляет собой довольно схематичное изображение. Наиболее четко прослеживается некое одеяние с разрезом (?) посредине, соединенное двумя прямоугольниками на груди и, вероятно, в области солнечного сплетения. Характер изображения нижней части позволяет предположить полукруглую форму одеяния. Наиболее вероятной интерпретацией этого одеяния может быть накидка, хотя положение рук несколько этому противоречит. Полосы в районе груди по краям "накидки", возможно, указывают на орнаментацию края. Замкнутые подовальные фигуры справа и слева, скорее всего, также относятся к орнаментальным особенностям одеяния: спектр интерпретаций довольно обширен. Особое внимание следует обратить на способ "застегивания" одеяния. Безусловно, три довольно схематичных изображения - совершенно недостаточная источниковая база для реконструкции костюма жительниц средневекового русского города XI-XII вв. Однако, в силу более чем скудной информации по этому вопросу эти изображения приобретают некую ценность. Общие соображения относительно женского костюма с учетом климатических особенностей и приведенные изображения дают если не точные рекомендации, но основу для версий реконструкции/моделирования. Дополнительно отмечу, что несмотря на датировку изображений можно допустить существование подобных одеяний и на более раннее время. Набор украшений. Основным источником для реконструкции комплекса украшений женского костюма являются материалы единственного археологически подробно изученного могильника ближайшей новгородской округи, расположенного у поселка Деревяницы. В целом могильник датируется XI-XII вв., однако приводимые комплексы датируются XI веком. В составе традиционного женского убора XI-первой половины XII в. на рассматриваемом памятнике выделены два основных компонента: украшения головного убора, главное место среди которых занимают ромбощитковые височные кольца, и комплекс поясных или нагрудных украшений, состоящий из цепочки и привесок амулетов. Важным показателем этнической характеристики населения окрестностей Новгорода является отсутствие в погребениях Деревяницкого могильника застежек-фибул, за исключением единственного случая, когда фибула использована в качестве подвески (погр.74 XI-сер.XII в.). Тип женской одежды, предполагающий использование фибул, в пределах Новгородской земли считается характерным для финно-угорского населения. С учетом общего характера погребального инвентаря женский убор по материалам Деревяницкого могильника предстает своего рода эталоном славянского убора в западной части Новгородской земли. Ромбощитковые щитковоконечные височные кольца являются характерным типом для окрестностей Новгорода. Количество щитков в обнаруженных височных кольцах колеблется от 2 до 5. Орнаментация щитков исключительно из кружков, нанесенных пуансоном, обычно в сочетании с ромбической рамкой. Отмечены бесспорные случаи когда к височным кольцам были прикреплены бронзовые трапециевидные подвески. Способ ношения височных колец установить не удалось, хотя зафиксировано ношение на ременной основе. В состав головного убора входили также очелья, изготовленные из тонкой металлизированной ленты (погр.10,32). Шейные украшения представлены ожерельями из различных бус, среди которых преобладают золотостеклянные. В погребении 32 также обнаружена серебряная зерненая бусина. Разного вида подвески крепились к железным цепочкам. Их сохранность не позволяет с уверенностью определить способ ношения, однако, на памятниках смежных территорий цепочки прикреплялись либо к поясу, либо к одежде на груди. В качестве подвесок использовались шарообразные и грушевидные бубенчики, плоские зооморфные и трапециевидные привески, миниатюрные ложечки. Также на поясе погребенных в богатых захоронениях обнаружены ножи. Необходимо отметить языческую символику входящих в убор украшений. И привески-амулеты, и возможно сами ромбощитковые кольца имели магический смысл. Тем более не случайны находки в погребениях подвесок из клыков животных (погр.32, 74) или каменного топорика (погр.109), эстетические функции которых явно вторичны. Перстни и браслеты встречаются в этой группе погребений довольно редко. Употребленный по прямой функции перстень обнаружен только в погребении 32. Таким образом, предоставленные в статье материалы позволяют обрести некоторую информацию о славянском женском костюме XI-XII века. -------------------------------------------------------------------------------- Примечания. 1. Автор присоединяется к мнению В.Я.Конецкого о том, что "святилище на Перыни" является срытой сопкой. К тексту. 2. Единственная сохранившаяся до настоящего времени в ближайшей округе Новгорода сопка расположена близ Хутынского монастыря; в 2001 году она подверглась варварскому обращению со стороны монастырских служб: на ней начали строительство часовни, причем бетонные опоры полностью нарушили ее структуру. К тексту. Источники информации. В.Я.Конецкий, Е.Н.Носов. Загадки новгородской округи. Л., 1985. В.Я.Конецкий. Древнерусский грунтовый могильник у поселка Деревяницы около Новгорода // Новгородский исторический сборник, вып.2(12), Л., 1984. С.39-61. М.И.Петров. Работы на раскопе Троицкий XII (вести полевого сезона) // Сервер "Археология Новгорода". Фотографии изображений на бересте: С.А.Орлов Обувные шипы. Исторический экскурс и практическое применение. С.Каинов, Ф.Спасов ("Аустрвегр-Восточный путь"). Постановка проблемы. В настоящее время общим местом в реконструкции обуви «эпохи викингов» является пришивание подошвы внешним швом, что с точки зрения соблюдения исторической достоверности совсем не правильно. Те же, кто решился сшить обувь согласно историческим аналогам и главное – пришить подошву выворотным швом - в очень скором времени столкнётся с одной проблемой. При передвижении по глинистой почве, мокрой траве и т.п. и особенно на спусках и подъёмах, обувь будет «проскальзывать», подвергая хозяина опасности падения... Дело в том, что при продолжительном ношении подошва обуви "залащивается" - становится гладкой, не обеспечивающей "момента сцепления" с почвой. К тому же шитьё выворотным швом обуславливает отсутствие граней на краях подошвы, что также не способствует лучшему сцеплению с почвой. Вне всякого сомнения, подобная проблема стояла и перед нашими предками. Как же они её решали? При раскопках раннесредневековых памятников довольно часто находят железные обоймы, отличительным признаком которых является наличие 1-3 шипов. Исследователи долго спорили о предназначении этих предметов. Их считали то шпорами, то деталями ладей, то приспособлениями для лазанья по деревьям, а то и остриями палиц. В настоящее время наиболее общепринят термин "ледоходные шипы". Данное обозначение кажется нам не совсем верным и значительно ограничивающим более широкое применение шипов. Типология. Вернёмся непосредственно к предмету нашего рассмотрения. Из основной массы шипов можно выделить несколько основных типов, отличающихся в деталях: Первый тип характеризуется пластинчатой сильно вытянутой прямоугольной формы основой длиной 2.0-4.0см, шириной 1.0–2.0см и толщиной 1.5-2мм. Загнутые, сужающиеся концы основы могли как смыкаться с обратной стороны, так и нет. Расстояние между центральной площадкой основы и загнутыми концами от 2 до 6 мм. В центре основы с внешней стороны находился шип, в сечение представлявший квадрат или прямоугольник. Высота шипа колеблется от 8 до 15 мм. Второй тип отличается от первого, как правило, более широкой основой. Один край основы иногда раскован и загнут наверх. Заострённые концы основы представляют собой узкие прямоугольные в сечении стержни, высотой около 6 см. Эти стержни загнуты сначала наверх, а затем навстречу друг к другу. Немаловажно, что эти стержни располагаются под углом к основе. Вышеописанные типы можно объединить в группу шипов с пластинчатой подпрямоугольной основой. Ещё один, третий тип шипов, изредка встречающийся на раннесредневековых памятниках, - относится уже к группе шипов с треугольной основой, сформированной раскованным дротовым стержнем. В каждом углу основы располагается по одному шипу. Длина стороны треугольника 4.5-5 см., высота шипов около 10 мм. Типологические различия объясняются разным предназначением шипов. Первый и третий типы предназначены для крепления на подошве обуви, тогда как шипы второго типа использовались для подковывания лошадей. Данный вывод основан как на конструктивных особенностях разных типов шипов, так и расположением шипов в погребениях. Хронология и происхождение. Самые древние шипы на территории Древней Руси зафиксированы в слоях 9 века в Старой Ладоге. Массовое их распространение относится уже к 10 веку. Подавляющее количество шипов, относящихся к 10 веку, найдено в памятниках, где отмечено т.н. «скандинавское присутствие» - Гнёздово, Рюриково городище, Тимерёво, Михайловское, Петровское, Шестовицы и т.д. Это заставляет предполагать возможное их появление и распространение на территории Руси вместе со скандинавскими пришельцами. Впоследствии шипы стали неотъемлемой составляющей древнерусской материальной культуры и просуществовали вплоть до 17 века. Предположение о распространении шипов на территории Древней Руси вместе с пришельцами с Севера в значительной мере подкрепляется находками в самой Скандинавии. Здесь шипы, предназначенные для подковывания лошадей (тип 2), зафиксированы уже в комплексе Вальсъерде, относящемся ко второй четверти 7 века. Широкое их распространение в Скандинавии относится к "эпохе викингов", когда шипы и попадают вместе с их носителями на территорию Древней Руси. Письменные свидетельства. В "Саге о Торстейне Белом" (Исландские саги, М.:"Языки русской культуры", 2000, с.253) имеется крайне любопытный рассказ о том, как Хельги сын Торгильса получил "двойное" имя - Шип-Хельги. В более сокращенном варианте этот же рассказ повторяется "Саге о Людях с Оружейного Фьорда" и в "Книге Заселения Земли". В саге говорится следующее: Хельги стоял во дворе и видел, как быки сдвинули лбы и стали бодаться, и хуторской бык оказался слабее чужака. Когда Хельги это видит, он идет в дом, находит большие шипы для обуви и нацепляет их своему быку на лоб. После этого быки сновь сошлись в схватке, и в конце концов хуторской бык забодал чужака до смерти: шипы вошли тому в мозг. Реконструкция на основе археологического материала. По ряду объективных причин, главной из которых является нахождение шипов почти исключительно в погребениях по обряду трупосожжения, реконструировать использование вышеописанных шипов представляется возможным лишь на основе зарубежного материала и, главным образом, используя информацию, полученную при раскопках шведского могильника Бирка, где шипы найдены в 160 погребениях. В трупоположениях шипы могут находится как под обеими ступнями, так и только под одной. Количество шипов колеблется от 1 до 3. Так шипы третьего типа находят только по одному в погребении, в то время как количество шипов первого типа различно. В ряде случаев, хорошая сохранность позволяет проследить остатки кожи или дерева между основой и загнутыми концами шипов. Таким образом, можно заключить, что обувные шипы крепились как сразу на обеих ногах, так и только на одной. Носились они как по одному, так и по несколько штук сразу. Также можно предположить, что для крепления использовались кожаные и кожано-деревяные конструкции. Практическая реконструкция. Визуальные наблюдения позволили предположить разные процессы изготовления шипов. Шипы первого и второго типа изготавливались путём кузнечной расковки полоски металла на гвоздильне, применение которой позволяло сформировать шип. Шип третьего типа изготавливался путем горячей проковки дротового прута в треугольник с дальнейшим отгибанием трех углов перпендикулярно основе. По остаткам органических материалов внутри скобок можно с наибольшей степенью вероятности реконструировать способ ношения шипов. Кажется очевидным, что хвостовики скобок сгибались вокруг некой основы из кожи или дерева, а затем эта основа при помощи шнурков крепилась к обуви. Толщина материала основы колеблется от 2мм (кожа) до 6мм (толстая кожа и/или дерево). Маловероятно, что шипы крепились напрямую к подошве, при этом нарушалась герметичность обуви, при отсутствии твердых кожаных стелек (известны только вязаные и льняные) ношение такой обуви должно быть весьма болезненным и наконец, такая шипованая обувь не может быть универсальной для хождения по улице, внутри помещений, каменным или деревянным мостовым. Представляется возможным предположить несколько схем крепления шипов на основу, и крепления основы к обуви. Крепление шипов на основу. Наиболее простым является крепление одной или нескольких обойм первого типа поперёк кожаной полосы. Но этот вариант при практической апробации выявил один недостаток: вся система проворачивалась вдоль продольной оси при любой силе натяжения ремешками. При данном варианте необходимо использование или жёсткой кожи или нескольких сшитых вместе слоёв кожи. Можно предположить и другие варианты крепления. Во-первых, зафиксированные остатки дерева, зажатые в обойме, свидетельствует о креплении шипов на тонкую (4-6мм) деревянную планку. Во-вторых, на практике доказано удобство крепления шипа вдоль оси на более широкой кожаной основе. Шипы третьего типа не требовали основы и крепились при помощи ремешков непосредственно к обуви. Крепление основы с шипами к обуви. Наличие двойных прорезей на большинстве образцов обуви может быть использовано для подвязывания основы двумя парами ремешков за одну прорезь над пяткой и две пары прорезей в области подъёма. Причем практическая реконструкция шипов показала, что ремешки должны завязываться двумя узлами: первым к прорезям, а вторым между собой. Двойной узел предотвратит от развязывания, сползании набок и потери шипов в мокрой траве. Но наиболее простым и быстрым является завязка ремешков, идущих от основы с шипами, над пяткой и в области подъёма. Вывод. Итак, вышеизложенное позволяет заключить, что обувные шипы могли использоваться не только в зимнее время (что заставляет отказаться от термина «ледоходные шипы»), но и в течение всего года. Необходимость в их применении возникала при передвижении по мокрой и скользкой почве и траве. Также незаменимы они оказывались при спусках и подъёмах. Практическое применение шипов на реконструкционных мероприятиях позволяет уверенно чувствовать себя на любом не каменистом грунте независимо от погодных условий, но налагает ряд ограничений по использованию: необходимость снимать шипы при пересечении асфальтовых и иных современных «твердых» дорог. запрет на нанесение ударов «ошипованной» ногой в противника. Удар в щит чреват застреванием шипа в деревянном поле щита Женский костюм эпохи викингов. Russel Scott. Перевод Браги Хольмгардсгоди. Целью этой статьи является прояснение некоторых важных аспектов реконструкции женского скандинавского костюма эпохи викингов. Кроме того, представлены новые данные и исследования для более точного отображения женской одежды. -------------------------------------------------------------------------------- Путаница началась с археологических исследований в Бирке, где между 1873 и 1895 Хьялмаром Столпе (Hjalmar Stolpe) было изучено около 1100 погребений. Предполагалось, что в этих погребениях были захоронены "типичные викинги", однако исследования показали, что эти погребения являются либо погребениями знати, либо, что умершие были похоронены в одежде знатных людей. Кроме того, согласно современным воззрениям культура эпохи викингов испытала влияние культур славян, вендов и русов. Безусловно, что влияние было двусторонним, но степень этого влияния с точностью неизвестна. На раннем этапе археологических исследований (в XIX веке) исследователей в большей степени интересовали "яркие" находки: мечи, фибулы и т.д., в то время как "обычные" находки, такие как остатки тканей, оставались зачастую вне поля зрения. Находки фрагментов одежд поэтому либо просто исчезали, либо надолго попадали в фонды музеев. Агнес Гейер (Agnes Geijer) первой проявила академический интерес к находкам тканей из Бирки. К моменту начала ее исследований всякая надежда на точную реконструкцию одежд уже исчезла. В то же время слои ткани сохранялись на черепаховидных и иных фибулах, поэтому было известным сколько слоев одежды носилось, но ни малейшего представления о том, как выглядел индивидуальный костюм. В итоге ее работа увидела свет только в 1938 году. Гейер реконструировала нижнюю рубаху, поверх которой носился "передник" (pinafore arrangement) с лямками, которые скреплялись черепаховидными фибулами. Предполагалось, что это одеяние было открытым только с одной стороны. Однако, на фотографиях верхняя одежда приобрела разрез и с другой стороны! Многие известные исследователи, такие как М.Хальд (M.Hald) в 1950 и Инга Хегг (Inga Hagg) в 1974 продолжили работу Гейер, и их реконструкции женского скандинавского костюма эпохи викингов поступили в печать. Два известных иллюстратора увековечили миф о двойном разрезе; Эке Густавссон (Ake Gustavsson) в книге 'The Viking'(1966) и Дэвид Маллот (David Mallot) в издании 'Vikings in England'(1981). Именно на этой литературе основаны рекомендации по скандинавскому женскому костюму эпохи викингов в NFPS. Однако, ныне открытия Гейер получили новую оценку. Флеминг Бау (Flemming Bau) пересмотрела проблему костюма сравнением информации о слоях ткани с изобразительными источниками: металлическими подвесками в виде валькирий, игральными фигурами, изображениями на рунических камнях и вышивке. Поскольку предполагается, что эти источники показывают знатных женщин, то они являются идеальными свидетельствами интерпретации. Флеминг Бау далее сравнивает собственные построения с данными по народному костюму. Для проверки наличия славянского влияния она использовала материалы из других памятников эпохи викингов (в Норвегии, Швеции и Шотландии). Ее построения не вызывают противоречий. Далее приводится короткая сводка материалов, хотя в то же время стоит учитывать, что после столетия раскопок в Бирке более 90% материалов по остаткам тканей остаются неопубликованными. -------------------------------------------------------------------------------- Одежда знати. Нижнее платье. Эти довольно простые предметы одежды оставались в IX веке без складок, но в X столетии чаще были плиссированы. Они достигали длиной до щиколоток и застегивались (в X веке) у горла обычной круглой фибулой. Плиссированные фрагменты найдены также и в Йорке викингов. Плиссированные нижние платья немногим отличались от современных плиссированных подолов, хотя полного раскроя не сохранилось. Предполагается, что это было одеяние со складками во всю длину тела, к которому пришивались складчатые рукава. Эти "складчатые рубахи" затягивались вокруг шеи шнурком. Представляется затруднительным определить, какую роль при таком способе играла фибула. Если фибула была не только украшением, то, вероятно, она использовалась для застегивания верхнего одеяния или же для более ранних не плиссированных нижних платьев. На многих таких фибулах имеется кольцо на задней стороне, а в некоторых могилах это кольцо прикреплено цепочкой к системе цепочек черепаховидных фибул. Если верхнее платье не одето, то подобная система застегивания крайне неудобна. Более вероятно, что подобные фибулы скрепляли верхнюю одежду. Плиссированные рукава реконструированы как с продольными (как изображали Юдит Йеш (Judith Jesch), Густавссон, Маллот и др.) или поперечными (Флеминг Бау) складками. Последние напоминают мужскую и женскую одежду саксов и находку из погребения Маммен с двойными манжетами. Инга Хегг показала на основании анализа коррозии на тыльных сторонах фибул, что складки шли горизонтально, вокруг рук. Остатки нижнего платься обнаружены также в Хедебю, крупном торговом датском центре. Они также были плиссированы, или, в более простом варианте, с подолом, расширенном клиньями. Одна из находок была очень длинной, подбитой пухом и украшенной пуговицами от лодыжки до края подола. Возможно, это местный вариант, характерный для Дании. Нижняя рубашка с клиньями из Бирки (слева). Нижняя рубашка из Хедебю (справа). Платье. Исходя из материалов Бирки предполагалось, что эта одежда была длиной до колена и украшалась тесьмой. Также предполагалось, что верхнее платье обычно шилось из шелка, а обшлага рукавов украшались дорогой вышивкой. Однако, четкая картина все же отсутствует. Не все женщины были погребены в полном костюме, ткань различных предметов костюма отличается, и не все материалы сохранились в различных могилах. В некоторых случаях платье (если оно было надето) шилось из шерсти с ромбическим переплетением ИЛИ из шелка. Это же наблюдение может быть применено к передникам (apron), хотя в некоторых случаях их лямки делались из полотна. Такая же неопределенность наблюдается и в длине одеяния. При столь небольшом количестве сохранившихся материалов определить длину одежды можно только по сохранившимся фрагментам тесьмы. В то же время не каждый предмет одежды был украшен тесьмой, да и сохранившиеся пострадали от разложения. Неизвестно какой вид одежды был украшен тесьмой: платье или кафтан или плащ. Более того, сколько фрагментов тесьмы обнаружено? На рисунках из 1100 погребений Бирки Стольпе отмечает положение только ПЯТИ фрагментов из 4000! Явно недостаточное количество данных для обоснованных выводов о длине и количестве найденных одеяний. Следовательно, платье можно рассматривать и как довольно короткое одеяние с ценными вышивками по сторонам, а также обшлагам рукавов. Подобная реконструкция оставляет открытыми три вопроса. Во-первых, почему платье столь богато украшено (речь идет о серебряном шитье и шелке), если поверх него носились только передники (aprons)? Почему длина платья столь невелика, если остальные предметы одежды должны быть еще более короткими, чтобы показать ценность предыдущего предмета? Во-вторых, почему вышивка размещена по бокам платья, в то время как ее часто находят спереди? В мужских погребениях, где обнаружена аналогичная вышивка, она расположена на передней части одежды. Слева показана находка из погребения 735 в Бирке (возможно, женского?), которая стала источником многих рек ...

RagnaR: ... онструкций, хотя размер ее не превышает подставки под пивную кружку! Прямоугольный фрагмент вышивки располагался на куске ткани, который находился, по предположению исследователей, в районе выреза подмышечной впадины. Но точно так же этот фрагмент ткани мог располагаться в районе шейного выреза! Слева - мужской костюм (Бирка), справа - возможный вариант реконструкции женской одежды из Бирки с застежкой по центру. Третий вопрос. Зачем располагать вышитый фрагмент на одеянии, поверх которого носились передник, теплая одежда и плащ? Сохранившиеся фрагменты могли склеиться под воздействием разложения или же быть особенностью погребального обряда. Вполне вероятно, что вышивка могла украшать кафтан, схожий с мужским, или находиться в погребении в такой комбинации, которая никогда не использовалась в реальности. Находки из Хедебю представляют еще один вариант платья. Датский вариант гораздо длиннее, чем реконструкция из Бирки: длина почти аналогична длине нижней рубашки. Подобный вариант гораздо ближе по своей длине к более поздним вариантам из Мослунда (Moselund, Дания, ок.1250) или Херьолфнеса (Herjolfsnes, Гренландия, ок.1300). -------------------------------------------------------------------------------- Передник (apron). Поверх платья носился передник (apron). Исследуя количество петель, которые застегивались черепаховидными фибулами, Флеминг Бау выявила по меньшей мере четыре различных комплекса. При сравнении с "фигурками валькирий" было предположено следующее. Передник оборачивался вокруг тела, причем передняя часть оставалась открытой. К верхним углам пришивались петли, к которым крепились черепаховидные фибулы. Две дополнительных петли пришивались сзади к середине верхнего края и, будучи перекинутыми через плечи, скреплялись с передними петлями фибулами. Во втором варианте к переднику добавлялся длинный нагрудник, который пристегивался к фибулам. Прекрасную иллюстрацию можно видеть на золотой фигурке для Хнефатафля из Тузе (Tuse, Дания). Третий вариант добавлял к предыдущему (передник и нагрудник) длинный шлейф сзади, который также крепился петлями к черепаховидным фибулам. Иллюстрацию такого варианта можно обнаружить на серебряной фигурке валькирии из Туны (Tuna, Швеция). Длина нагрудника могла варьироваться: на фигурке из Тузе нагрудник достигает щиколотки, в то время как на фигурках из Туны и Грёдинге (Grodinge, Швеция) - соответственно снизу слева и справа - нагрудник достигает лишь колена. Последний вариант включал передник и плиссированный шлейф, но без нагрудника. Безусловно, могли существовать и иные варианты, однако только те из них заслуживают внимания, которые не входят в противоречие с фигурками валькирий (иными словами, никаких боковых разрезов), а также с количеством петель, обнаруженным на черепаховидных фибулах. Варианты расположения петель могли быть следующими (слева направо): Одна петля снизу, одна петля сверху для первого варианта (только передник). Одна петля сверху и две петли снизу для второго варианта (передник и нагрудник). Две петли сверху и две петли снизу для третьего варианта (передник, нагрудник и шлейф). Две петли сверху и одна петля снизу для четвертого варианта (передник и шлейф). Передники шились из шерсти или шелка, иногда отделывались вышивкой или шерстяной или шелковой каймой. Информация о материале шлейфа неизвестна, однако поскольку шерсть плохо сохраняет складки, то наиболее вероятными будут шелк или льняное полотно. -------------------------------------------------------------------------------- Пояса. В женских погребениях Бирки поясов не обнаружено, что можно рассматривать как особенность погребения знати, поскольку предполагалось наличие служанок и работниц для выполнения различных работ по дому: просторный передник и цепочки будут только мешать в этом случае. Однако отсутствие поясов можно интерпретировать как характерную черту погребального обряда. Так, мужчин хоронили с мечами, что указывало на то, что они были воинами и могли войти в Вальгаллу. В этом случае отсутствие поясов в женских погребениях должно было указывать на их достаточное благосостояние, чтобы иметь служанок и работниц для выполнения повседневных домашних нужд. Носили ли женщины пояс в действительности, может быть почвой для предположений. В женском погребении в Килдонане (Kildonan, Isle of Eigg, Шотландия) был обнаружен богато укращенный кожаный пояс. Однако, исследования показали, что этот предмет несет на себе явное уэльское влияние и, вероятно, был изготовлен уэльскими мастерами. Практически, традицию ношения тканых поясов, вероятно, стоит продолжать. Более того, серебряные наконечники ремня с остатками шелка обнаружены в некоторых погребениях Бирки. Они могли принадлежать к шелковым тканым поясам, и некоторые могли носиться женщинами. -------------------------------------------------------------------------------- Верхняя одежда Поверх некоторых передников, как показывают находки, носился еще один предмет одежды. У него были рукава, но, в отличие от мужского кафтана, это одеяние не застегивалось на пуговицы. В качестве застежки использовалась фибула, либо трехлистная, либо дисковидная круглая. Вероятно, верхняя одежда шилась из шелка или шерстяного твида. Учитывая наличие различного рода украшений на предметах женского костюма, верхняя одежда, более чем вероятно, была украшена вышивкой или тесьмой. Вполне возможно, что именно верхняя одежда была интерпретирована как платье. В центре показан вариант оформления верхней одежды вышивкой из погребения 735 Бирки. -------------------------------------------------------------------------------- Накидка. Завершением комплекса костюма была накидка, что четко прослеживается на фигурках валькирий. Однако на фигурке из Кинсты (Kinsta, Швеция) - третья слева - нижняя часть накидки интерпретирована как пояс. Накидки или покрывала делались из шерсти или шелка и иногда окаймлялись мехом. Накидки застегивались около шеи фибулами различных типов. Они должны были быть довольно открытыми спереди, поскольку на некоторых фигурках валькирий (Туна, вверху первая слева) и вышивках (гобелен из Усеберга (Oseberg, Норвегия), четвертая слева показаны нагрудные фибулы даже при одетой накидке. -------------------------------------------------------------------------------- Головные уборы. Головные уборы также вносят значительную долю неясности и сомнений в реконструкцию женской одежды эпохи викингов. Согласно всем сагам замужние женщины ходили с покрытой головой. Однако, ни на одной из фигурок нет головного убора. Возможно, головные покрывала также были предметом гэльского влияния? Их найдено достаточное количество в Дублине, и расшитый капюшон найден на Оркнеях. Кроме того, существуют дорогие шелковые образцы находок из Йорка и Линкольна. Однако, радиоуглеродная датировка образца из Шотландии относится к эпохе бронзы! Время записи саг относится к 13 столетию, когда и Британия, и Скандинавия были давно христианизированы, следовательно головные покрывала могут отражать более поздние особенности, заимствованные из христианства. В то же время, в некоторых языческих погребениях прослеживаются следы головного убора. На гобелене из Усеберга (8 в. н.э.) головы женщин покрыты, в то время как в христианских погребениях следов головных уборов не обнаружено (незамужние женщины?). Можно только заключить, что если скандинавские женщины могли выбирать носить им или нет головной убор, то замужние христианки были обязаны покрывать голову. -------------------------------------------------------------------------------- Украшения и драгоценности. Многие женские погребения содержат ценные украшения и предметы, которые необходимы умершей в загробной жизни. Многие из них являются предметами повседневного быта, иные - разового использования. Список довольно велик, однако обычно включает: ключи, гребень, игольник с иглами, маленький нож и оселок. Все эти предметы привешивались к поясу (если предположить его наличие) или к цепочкам или лентам фибул. Некоторые предметы расположены специфически: так, нож и игольник подвешиваются горизонтально. Многие из перечисленных вещей богато украшены. Цепочки отличаются от современных: часто использовались витые звенья. Так же, как и личные вещи, маленькие фибулы нижнего платья иногда присоединялись цепочками к черепаховидным фибулам. Сами черепаховидные фибулы нередко соединялись цепочками. Эта особенность имеет смысл в том случае, если отсутствовал нагрудник, поскольку без него или цепочек передник получается чересчур развевающимся. Иногда вместо цепочек носились ожерелья из стеклянных, янтарных или гагатовых бусин. Необходимо отметить, что ВСЕ янтарные и гагатовые буины были полированы или укражены резьбой, иными словами, следует избегать использования грубых необработанных кусков. -------------------------------------------------------------------------------- Обувь. Женщины носили обычные кожаные туфли, найденные в различных археологических памятниках. Шерстяные носки плохо сохраняются в погребениях, однако обнаружены при раскопках Йорка. Носки вязаны крючком. -------------------------------------------------------------------------------- Детская одежда. Детский костюм не был уменьшенной копией одежды их матерей. Так, дети знати в Финляндии также носили дорогие одежды и драгоценности, но фибулы и передник отсутствовали. Если подобная практика существовала и в Скандинавии, то вряд ли девочка или девушка могла носить передник и черепаховидные фибулы. Костюм отражал социальный статус, благосостояние и семейное положение. Девочка могла быть выдана замуж и в возрасте 12-13 лет! Внешние атрибуты следовали из отчасти приданого, а отчасти из награбленной мужем добычи. -------------------------------------------------------------------------------- Женский костюм средних и нижних классов Вероятно, что система фибул и цепочек характерна только для знати. Женщины с более низким социальным статусом были одеты, соответственно, в более простой костюм. Вероятно, они носили пояса, чтобы предохранить просторную одежду от попадания в огонь очага. Кроме того, можно предположить наличие передника (более похожего на современный) для работы по дому. Варианты женского костюма среднего и низшего классов Безусловно, знатная женщина в парадной одежде (т.е. с системой фибул и цепочек) вряд ли занималась чисткой рыбы. Очевидно костюм скандинавских женщин более низкого статуса был похож на одежду англо-саксов, за исключением плиссированных рукавов. Вопросы головного убора и обуви уже рассматривались ранее. -------------------------------------------------------------------------------- Краткий обзор предметов костюма и их допустимого сочетания. НИЖНЯЯ РУБАШКА. Рубашка могла быть плиссированной с завязками у горла и рукавов ИЛИ обычной, застегивающейся маленькой фибулой. Длина ее должна быть до щиколотки. Материал - полотно. Различные варианты нижней рубашки. ПЛАТЬЕ. Может быть украшено вышивкой или оставлено без таковой. Могли существовать короткий и более длинный варианты. Материал - шерсть или шелк. Различные варианты платья. ПЕРЕДНИК и ФИБУЛЫ. Знатная женщина должна носить передник, хотя бы в самом простом варианте. Этот комплекс одежды застегивается при помощи больших орнаментированных фибул. Наиболее популярными были черепаховидные фибулы, однако, могли использоваться коробчатые и иные типы фибул или длинных булавок. Необходимо отметить, что носить костюм знати НЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО. Одежда женщины среднего класса ничуть не хуже, но обойдется ГОРАЗДО дешевле!!! ПОЯС. В том случае, если он вообще используется в костюме, то должен представлять собой тесьму из шерсти или шелка. ВЕРХНЯЯ ОДЕЖДА. В том случае, если используется, то должно быть сшито из шерстяной или шелковой ткани. Отделка, возможно, аналогична находке из Бирки (погребение 735). НАКИДКА. Эта существенная часть костюма должна быть у каждой знатной женщины. Она представляет собой короткий плащ, застегиваемый при помощи различных фибул. Изготовляется из шерси или шелка, возможно, с подбивкой из шерсти или меха и с меховой оторочкой. ГОЛОВНОЙ УБОР. Чаще всего, вероятно, для головного убора использовался шелк. Христианские женщины должны были покрывать голову, в то время как язычницы могли выбирать носить или не носить головной убор. УКРАШЕНИЯ. Украшения являлись характеристикой социального статуса. Нитка стеклянных или янтарных бус должна быть одета в дополнение к фибулам, упомянутым ранее. Некоторые предметы обязательны, например, связка ключей и маленький нож. Они, как и иные вещи, крепились лентами или цепочками к одной из фибул передника. ОБУВЬ. Использовалась обычная обувь, характерная для для региона и периода. Носки, в случае использования, сшиваются из полос, связанных крючком. ДЕТИ ЗНАТИ. Одежда детей знатных родителей отличалась от костюма взрослых. В то же время костюм должен быть из ценных материалов, а используемые украшения должны быть дорогими. Типичный костюм должен включать нижнюю рубашку, вероятно, платье, а также плащ и туфли. ОДЕЖДА ПРОСТОЛЮДИНОК. Костюм простолюдинок выглядел очень похожим на одежду англо-саксов. Для состоятельных людей обязательным является полотняная нижняя рубаха, поверх которой одето шерстяное платье. Наличие головного убора вероятно, в то время как наличие обуви и некоторых украшений обязательно. Кроме того, желательны дополнительные предметы: терка, веретено и пряслице, нож, кресало и кремень.

Ingvild: Фотографии на паспорт костюма Смольяниновой Оксаны http://foto.mail.ru/mail/zadymka/_myphoto/6.html http://foto.mail.ru/mail/zadymka/_myphoto/7.html http://foto.mail.ru/mail/zadymka/_myphoto/8.html

Торберг: паспорт костюма Тюриков Дмитрий http://rapidshare.com/files/211166163/

Truggvi Rosti: Товарищи. ПРОСЬБА Не выкладывайте на СЛИЛ.РУ Он глючный и хреново работает. Куда-нибудь. Только не на слил. На ифолдер, например.

Сигурд Хёдинсон: письмо в личке.

Гест: Лучче на мэйл.ру. Там сразу эскизы страниц - видно чего смотреть))

Truggvi Rosti: Да!

Микула: RagnaR пишет: Худ – шерсть,шов ручной. Сделан по отчетам с раскопок в Хедебю. Источник – The Vikings. © 1997, Carle Schure & Torsten Verhulsdonk.Шведский исторический музей. Товарищи, а на сайте Шведского музея нет этого отчёта? Очень вешь интересует, а нормального материала найти не получается.

Truggvi Rosti: Ingvild Фотографии на паспорт костюма Смольяниновой Оксаны В личке.

Векша: Ingvild отправила личное сообщение

Аня: Паспорт костюма Бурловой Анны ВИК «Северный Берег» г. Липецка Территория - Швеция. Бирка Социальный статус - простая,небогатая девушка. В комплект одежды входят: 1.Платье Верхнее – сукно, шов машинный. Выкройка использована с сайта Библиотека ассоциации Гардарика. Статья: Женский скандинавский костюм (по материалам шведского могильника Бирка): http://asgard.tgorod.ru/libri.php3?cont=_fem1, http://asgard.tgorod.ru/libri.php3?cont=-femt 2. Платье нижнее– лён, шов машинный. Выкройка использована с сайта Библиотека ассоциации Гардарика. Статья: Женский скандинавский костюм (по материалам шведского могильника Бирка): http://asgard.tgorod.ru/libri.php3?cont=_fem1, http://asgard.tgorod.ru/libri.php3?cont=-femt По горловине шерстяными нитками расшиты узоры, взятые с сайта http://www.aon-celtic.com/cgallery/cgallery59.html 3. Передник: сукно, машинный шов. По материалам сайта http://scald.nm.ru/biblio/kostum/vik.women.htp 4. Пояс – тесьма, тканная на дощечках. 5. Обувь. ботинки, кожа,шов ручной. Хедебю тип 6, Дания, IX век, публикация - Groenman-van Vaateringe.Die Lederfunde von Haithabu. 6. Вязанные носки - исторических аналогов не имеют. правильные носки - в процессе изготовления. фото позже...

Гест: Аня, главное, что б погода была тёплой

engisdottir: Аня, шейте скорее шерстяное. Иначе мало того что замерзнете, еще и историчность не соблюдете - лен в Бирке импортный, намного дороже шерсти стоил, так что небогатая в одном льняном платье ходить не может :)

Бьерныч: Паспорта Волкович Михаила и Грянко Дмитрия исправленны и дополненны

Женечка: Паспорт костюма Азбукиной Евгении ВИК «Северный Берег» г. Липецка Территория - Швеция. Бирка. Период - IX-XI век. Социальный статус - небогатая девушка. Этническая принадлежность - собирательный образ скандинавской женщины. 1. Рубашка нижняя. Изготовлена изо льна, купленного в магазине (лен небеленый), шов машинный, прошита нитью х/б, видимые швы выполнены вручную. Крой туникообразный, 4 клина. Выкройка взята с сайта: https://www.reconstructinghistory.com/beginners.php?s=&c=8&d=141&e=&f=&g=&a=126&w=2 2. Еще одна рубаха. Лен фабричный, голубого цвета, шов ручной. Выкройка: http://s58.radikal.ru/i159/0902/2f/16d061ed3532.jpg. На горловине и краях рукавов нашита шерстяная тесьма, тканная на дощечках, геометрический орнамент. 3. Пояс . Шерстяная тесьма с геометрическим орнаментом, ширина 2,5 см, плетеная на дощечках. Источник: http://russ-zemlya.narod.ru/weaving.html 4. Верхнее платье. Сукно фабричное, болотного цвета, шов машинный.(Это клубное платье) Если успею, то будет свое: Сукно фабричное, коричневого цвета, шов машинный, видимые швы выполнены вручную. 4 клина. Выкройка: http://s58.radikal.ru/i159/0902/2f/16d061ed3532.jpg Просто сейчас его вышиваю, шерстяными нитками. надеюсь к русборгу сделаю, вот ссылка на вышивку http://www.aon-celtic.com/cgallery/cgalleryposter28.html 5. Обувь. ботинки, кожа, шов ручной, выворотный, треугольный задник, подобные датируются 10м веком, источник – «Die Lederfunde von Haithabu” Von Willy Croenmann – Van Vaateringe, Neumunster, 1984, Taf 1 – образец 3. 6. Носки. Будут сделаны в ближайшее время. 100% шерсть, вязанные спицами. 7. Плащ. Сукно фабричное, расцветка темно-синяя; полукруглой формы, тип Feldr. Источник: В книге “Viking Clothinng by Thor Ewing” описано несколько типов плащей эпохи викингов. Один из них - Feldr. На вороте мех песца. Упоминания о том, что наличие меха было возможно - http://www.narodko.ru/article/teatpko/viking/plaqi_rannego_crednevekova.htm 8. Подвеска – найдена в Готланде, датируется примерно 12 веком 9. Бусы – изготовлены из стекла. Источник - Шведский музей истории: http://mis.historiska.se/mis/sok/resultat_bild.asp?sakord=p%E4rla&rd_max=410&rd_min=322&typ=fotografi&searchmode=&qmode=&qtype=bild&sort=ASC&orderby=upptagning.namn&sm=0_6&pagesize=6&page=1 вот фото: http://foto.mail.ru/bk/jane_1992/43/47.html http://foto.mail.ru/bk/jane_1992/43/45.html http://foto.mail.ru/bk/jane_1992/43/46.html http://foto.mail.ru/bk/jane_1992/43/44.html

Векша: Женечка вопросы в личке

Ingvild: Паспорт костюма Климовой Екатерина дополнен и исправлен.

Льот: Паспорт костюма Рыжовой Дарьи Клуб «Северный берег» г. Липецк Территория: Скандинавия. Норвегия 1. Рубаха нижняя. Материал лен. Шов ручной. По низу расшитая 2-мя клинами. Цвет – светло-льняной, почти белый.(по статье Russel Scott. Перевод Браги Хольмгардсгоди). Статьи: http://slav-sokol.flybb.ru/topic66.html http://arc.novgorod.ru/boar/boar.php3?cont=tunic.txt 2. Рубаха нижняя. Материал лен. Шов ручной. По низу расшитая 4 книнами. Перевод Браги Хольмгардсгоди). Статьи: http://slav-sokol.flybb.ru/topic66.html http://arc.novgorod.ru/boar/boar.php3?cont=tunic.txt 3. Верхняя рубаха. Крой аналогичен №1. Материал – шерсть. 4. Обувь - кожаные поршни, имеют широкую датировку, в эпоху викингов использовались практически на всей территории Европы, источник – По материалам книги «Древняя Русь. Быт и культура» под редакцией Б.А. Рыбакова. 5. Пояс - тесьма сделанная на дощечках, шерсть, натуральные цвета, крашение мареной, крушиной, корой дуба. 6. Плащ шерстяной, тёплый, шерстяное сукно. Цвет черный. http://www.narodko.ru/article/vode/viking/plaqi_rannego_crednevekova.htm 7. Платок – прямоугольный отрез льна. Цвет темно-коричневый. Обметан через край льняными нитками того же цвета. http://histvarld.historiska.se/histvarld/draekter/vkvinna/huvudduk.html 8. Кольцо. Медь. Kaupang-Funnene. Oslo, 1999 Holger Arbman «Birka. Die Graber» 9. Браслеты витые.Медь. Kaupang-Funnene. Oslo, 1999

Asgerd: фото к паспорту Анны Свиридовой http://foto.mail.ru/mail/kometafiery/3

Льот: фото Рыжовой Дарьи http://ifolder.ru/11812697 http://ifolder.ru/11812711



полная версия страницы