Форум » Паспортизация » Йон и Вельга » Ответить

Йон и Вельга

Йон : как обычно - сделать всем надо к сроку - чуть про свое не забыли

Ответов - 12

Йон : Дацыков Иван Реконструкция костюма - ремесленника По материалам Новгородских находок с привлечением материала из Швеции и Венгрии. Датировка- 8-10 век. Территория: Старая Ладога , а может и сам Господин Великий Новгород Время: 10 век. Статус: Купец-ремесленник. Бывший дружинник, прибывший из Скандинавии под знаменами конунга Эймунда в хирде ярла Рагнара. Освоившийся и почти остепенившийся на месте, занявшийся более прибыльным делом чем грабеж - торговлей. с 2004 года мой костюм не сильно изменился поэтому предлагаю для начала вашему вниманию следующее описание (осталося тока фоты еще найти ,те что были имплантированы в текст - сюда не имплантировались однако) ------------------------------------------------------------------------------ Реконструкция костюма ремесленника из Старой Ладоги 10 в. В последнее время Историческая Реконструкция становится все более популярным явлением в нашей стране, причем для кого-то это хобби, для кого-то профессиональная работа. Лично для меня – это увлекательное занятие, составляющее мой способ жизни. На вопрос почему именно раннее средневековье меня увлекает, а не другие эпохи, честно отвечу – увлекают и еще как, но всего успеть невозможно, а Старую Ладогу и 10 век выбрал по ряду удобных для составления костюма причин. Всем, кто занимается ранним средневековьем известно, что материалов по одежде очень мало. Обусловлено это во-первых , недостаточным количеством археологического материала ( вообще практически нет ни одного полностью сохранившегося комплекта одежды – обычно только обрывки ткани; но что хуже – вопросу сохранения текстиля раньше мало уделяли внимания – археологов больше интересовали другие предметы быта, а потому большинство информации безвозвратно утеряно) Во-вторых – мало изобразительных источников. Если по костюму скажем Франции 16 века можно подобрать много картин в качестве источников, то для 10 века можно использовать только более поздние миниатюры из летописей, рисунки на рунических камнях (не отличающихся точностью, но фиксирующие некоторые характерные детали). Для выполнения своего костюма я привлекал источники из разных мест, и собственно говоря, название «костюм ремесленника из Старой Ладоги» вовсе не означает, что он характерен только для жителя этого города. Наоборот - использование некоторых элементов ( например обуви, сшитой по выкройке из поселения викингов -Хедебю (Hithabu) я объясняю тем, что т.к. скандинавы составляли значительную часть населения города ( и возможно даже именно они и основали его – при раскопках на уровне материка обнаружены канавы, разделяющие территорию около реки на участки-парцеллы, характерные для поселений викингов) и соответственно подобная обувь могла попасть в Ладогу от приезжего – скандинава. Вообще, на мой взгляд, подобное заимствование материалов допустимо, правда, при обоснованном объяснении. Некоторые ставят цель – сделать точную копию костюма и инвентаря из , например, «Гнездовского Кургана С-161». Я же делаю для себя вещи, в которых мне будет удобно, и которые по моему мнению будут «правильными» и в тех случаях, когда нет точного источника – руководствуюсь своим чутьем.( чего и всем советую). В этом состоит удобство выбора Старой Ладоги! Будучи торговым и ремесленным центром, город привлекал людей из разных мест, приносивших свою культуру. Возможность заимствования очевидны. Более того - вещь, найденная в Гнездово, но сделанная к примеру, на Готланде, могла попасть в Гнездово и через Ладогу, а могла и задержаться в Ладоге.( главное не переусердствовать ) Состав представленного костюма 1- Верхняя рабочая рубаха, домоткань, лен 2- Нижняя рубаха из домоткани, лен 3- Парадная рубаха, домоткань, лен , крашение мареной, тесьма 4- Штаны из домоткани, лен, выкройка – находка в Торсберге, 8 в 5- Пояс для штанов с пряжкой, кожа, бронза 6- Пояс с пряжкой и хвостовиком, кожа, серебро 7- Обмотки для ног (онучи), шерстяная тканая тесьма, Дания 8- Парадные обмотки, тесьма 9- Подколенные ремешки, кожа 10- Вязаные носки, шерсть 11- Вязаные рукавицы, шерсть 12- Ботинки из козлиной кожи, выкройка - Хедебю, 10в 13- Шапка, отороченная, лисой Описание костюма 1- Верхняя рабочая рубаха из домоткани. Моя реконструкция опять сейчас пойдет вразрез с общепринятыми нормами. Обычный крой рубахи предполагает два или четыре клина снизу, а у моей рубахи – три. Это обусловлено тем, что она сшита из трех полос домоткани шириной 40см, которую резать не хотелось. Домоткань сделана была в 19 веке, и крой рубахи того времени был приспособлен к этой ширине( рис 1). Я рассудил, что зря резать готовую ткань плохо и сделал свою выкройку. Тут надо отметить один момент – а именно шов, который можно было сделать на спине или спереди. По своим ощущениям я понял , что чувствую спину более защищенной если она прикрыта целым куском, а не сшитым, и так как я во всем руководствуюсь чутьем, я выбрал такой вариант.(рис2) Все швы тщательно обметаны, по функциональным и мировоззренческим ( чтобы не пропустить внешнее злое сквозь прореху в шве) причинам. И еще один важный момент – усиление плеч вторым слоем ткани-«подоплекой». Плечи наиболее подвержены нагрузкам, поэтому очень часто их таким образом делали прочнее в 18-19 веках. 2- Нижняя рубаха из домоткани, лен 3- Парадная рубаха, домоткань, лен , крашение мареной, тесьма Крой их одинаков, ставший уже классическим - поэтому повторно описывать его нет необходимости. Желающие могут ознакомиться с подобными выкройками на сайтах исторических клубов. Что хочу отметить - отделку шва подоплеки шерстяной тесьмой на нижней рубахе. Швы часто закрывали вышивкой или тесьмой опять - же с целью дополнительной защиты от внешних сил, и лишь позднее подобная отделка приобрела декоративный смысл. Использование ткани двух цветов обусловлено тем, что именно такие обрезки ткани оставались, и жалко было их просто оставить без дела. Ворот парадной рубахи украшен шелковой тесьмой, и застегивается на пуговичку Марена как краситель известна с глубокой древности, цвет дает на льне достаточно бледный. Более яркий можно получить только используя пурпур, что слишком дорого для ремесленника, пусть и богатого 4 - Штаны из домоткани, лен, выкройка – находка в Торсберге, 8 в Выкройка довольно оригинальна, чем и обусловлен выбор именно ее. Отличие от оригинала в том, что на находке были пришиты носи из ткани прямо к штанинам. Но мне это было ни к чему. Однако, это указывает на вероятность существования носков, сшитых из ткани. Все швы также, как и на рубахах тщательно обметаны 5- Пояс с пряжкой и хвостовиком, кожа серебро 6- Пояс для штанов с пряжкой, кожа, бронза Это богатый парадный пояс, более подходящий знатному дружиннику, но может, я его получил в подарок или по наследству. Для строгой реконструкции костюма ремесленника он не годится, но так как я еще и торговец, и воин - то часто использую его. Накладки венгерские, серебро10в, Карос Хвостовик был поставлен мастером на Готланде, который ремонтировал этот пояс. Подобные вставки накладок, не вписывающихся в общий декор, довольно распространены – вероятно, все это следы ремонта. Второй пояс служит для поддержания штанов, и откровенно говоря, столь богатая пряжка и хвостовик тоже не обязательны, но они подчеркивают статус. Вообще среди реконструкторов распространена тяга к красивому – если пояс, то обязательно и хвостовик, однако пряжек найдено в десятки раз больше, чем хвостовиков. На поясе подвешены- неизменный нож, сумка-ташка для монет, большой кошель для всякой всячины, и костяное путлище для развязывания узлов. 7 -Обмотки для ног (онучи), шерстяная тканая тесьма, Дания 8- Парадные обмотки, тесьма 9- Подколенные ремешки, кожа ( материалы взяты с сайта Ассоциации Гардарика) При раскопках раннесредневековых поселений по всей территории Европы среди остатков текстиля можно выделить шерстяные ленты примечательной формы. Ленты, как правило, имеют ширину 75 – 100 мм и были преднамеренно сотканы такой ширины, а не вырезаны из куска ткани. Об этом позволяет судить наличие кромок с каждой стороны ленты. В большинстве случаев ленты имеют узор «в елочку», часто ткань очень высокого качества. Цвет: Всего несколько образцов были изучены на предмет красителей, и получились следующие результаты: ленты из Йорка и практически все образцы из Лондона окрашены в фиолетовый при помощи лишайника, а в других случаях в сине – фиолетовый при помощи индиго (или вайды). Ленты из Элизенхофа и из Хедебю были окрашены соответственно –красный и желтый. В нескольких случаях были использованы нити основы и утка различного цвета Эти куски материи интерпретируются как правило как обмотки для голени, которые можно часто увидеть на иллюстрациях в манускриптах того времени. Закрепление обычно осуществлялось обычным завязыванием свободных концов. Однако существуют подтверждения других способов. В манускриптах, у фигур высокого социального статуса можно видеть завязки с кисточками или наконечниками (рис 1) Пара крючков была найдена под коленными чашечками мужского скелета в погребении Bj903 в Бирке (рис. 2а). На обороте крючков имелись остатки шерстяной ткани саржевого переплетения. Крюки были застегнуты на маленькие железные кольца, к которым приржавела льняная ткань полотняного переплетения (остатки штанов?). Похожие крючки в виде масок или птиц известны и в материалах других раскопок (рис 2b). Аристократическая Германская мода на кожаные завязки с замысловатыми металлическим и застежками, которая достигла своего зенита в эпоху Меровингов, почти угасла в эпоху викингов, но экземпляры в бронзе и железе известны в погребениях в Лейре, Дания.(рис 3) Набор, состоящий из пряжки, антабки и ременного наконечника, был найдены около каждого колена погребенных. Как я уже упоминал, для меня историческая реконструкция – это философия. Долгое время, не зная о подколенных ремешках я использовал кожаные шнурки, потому что – удобно. Встретить потом подтверждение своих идей в археологическом материале было очень приятно. Использование тканой шерстяной тесьмы с узором для парадных обмоток пока только «возможно», но никакими источниками кроме иллюстраций из манускриптов я не располагаю .Однако ношу их с удовольствием Рис 1 Рис 2 Рис.2 а. Пара бронзовых крючков в коленной области мужского погребения Бирка Bj903, Швеция,10в b. Аналогичный бронзовый крючок. Рюриково Городище, 9-10 вв Необходимо отметить, что подобные крючки найдены также в Тимереве (погр.383), Ладоге и Гнездове (серебро) Рис.3. Комплект подвязок из мужского погребения , Лейре, ок.900. a. Позолоченные и посеребренные бронзовые пряжка, держатель ремня и ременной наконечник с левой ноги b. Реконструкция подвязки c. Возможный способ ношения 10 Вязаные носки 11 Вязаные рукавицы, шерсть Вязка иглой – «наалбиндининг» ( жутко неудобное в русском написании слово nail-biding) известна по находкам из разных мест как в Скандинавии и Западной Европе , так и на Руси. Способы вязки просты, вариаций много. Самый простой способ напоминает современный декоративно- обметочный шов для края ткани. Ассортимент – от носков до перчаток (!), найденных в Бирке ( Швеция). Больше всего известно невысоких носков, находки рукавиц более редкие (рис 1) Пока только шапку и рубаху не нашли – но вполне возможен и такой вариант. Моя реконструкция выполнена из самодельных ниток, крашеных лишайником. Нитка скручена не туго, и при натяге – расползается, но так как при вязке постоянно перекручивается и сама с собой сплетается, то носки получились прочными и мягкими. Как показала практика, вязаные варежки уступают меховым по защитным качествам, но выглядят намного наряднее Рис 1 Варежка из Новгорода 12в ( Москва ГИМ) 12 -Ботинки из козлиной кожи, выкройка - Хедебю, 10в Кожевенное ремесло – одно из самых древних, однако в 10 веке на территории Руси еще не умели выделывать очень толстую кожу для подошв. Подошва кроилась из той -же кожи что и верх, более того есть выкройки обуви со швом снизу, посередине ступни. Так как добиться полной непромокаемости было невозможно, скорее всего люди в 10 веке все время ходили с мокрыми ногами, главное – не поранить ногу о камень или ветку. Об современный асфальт кожа, особенно ручной выделки, стирается мгновенно. Я использовал для защиты кожи – микропористую резину---подклеенную на подошву. Вид не портит- зато гораздо надежнее. Сшиты ботинки выворотным швом. Для тепла подложена меховая стелька. Выкройка обуви взята из находок на поселении викингов в Германии – Хедебю (Hithabu) . 13 -Шапка, отороченная лисьим мехом По выкройке – это просто колпак, мех украшает и одновременно утепляет шапку. Бусина на верху колпака – для того чтобы он меньше болтался, но и для красоты тоже Вот наверно и все что я могу сказать о своем костюме. Кратко, но большее- это уже полное исследование ------------------------------------------------------------------------------------------------ вот

Гест: Йон пишет: Рис 1 Рис 2 А рисунков то и нету(((

Скиф: да уж... обман!


Lyudmila: Йон пишет: (осталося тока фоты еще найти ,те что были имплантированы в текст - сюда не имплантировались однако) ждем фото

Йон : это текст статьи а фоты не вставились - выложу на своем сайте и кинупотом ссылку сюда не волновайтесь зазря :-)

Йон : вот тут описание костюма моего ( версия 28.04.09 beta) тут же и фоты http://www.reenactment.ru/gallery/friends/we/kostumss/Ioans/

Йон : Костюм женщины из Аски, Швеция. Датировка 9-10век. Статус: жена старшего дружинника, купца. Обувь : ботинки со швом на пятке и спереди по центру, материал – оленья кожа натуральной выделки, не крашенная, подошва - фабричная коровья кожа. Hald, Margrethe. Primitive Shoes: an archaeological-ethnological study, 1972. Носки 2 пары: домопрядные шерстяные нити, натурального цвета (серые) и крашенные крапивой (зеленые), вязанные иглой, по типу Йоркских, немного выше щиколотки. Thor Ewing. “Wiking Clothing”. 2006. Нижняя рубаха , сделана из плиссированной тонкой шерсти (26-28 нитей на см), натурального цвета, полотняного переплетения. Выкройка – прямая, без ластовиц и клиньев, вырез под шею круглый с разрезом под фибулу (находка фибулы - Бирка, см. книгу-каталог Arbman , H . (1940-43). Birka I : Die Graber (2 vols .).), плиссировка осуществляется благодаря использованию при ткачестве кипяченных нитей основы и не стиранных нитей утка, технология и возможный вариант выкройки есть на стенде в музее Хедебю (Германия). Hagg Inga. “Textilfunde aus dem Hafen von haithabu”. 1984. Hagg Inga. “Viking Women’s dress at Birka”. 1983. Верхнее платье , два варианта: 1. Льняное (домоткань 19-20 век), окраска крушиной, выкройка прямая, с ластовицами и 4-мя клиньями, круглый вырез под шею с разрезом под фибулу, фибула - типа трилистник (бронза золочение, находка Аски), переплетение полотняное (16-20 нитей на см), без отделки. 2. Шерстяное (фабричная костюмная ткань), окраска - хим. Коричневым красителем, типа «кора дуба», переплетение «елочка», ломанная саржа 2/2, очень тонкая ткань (30-34 нитей на см). Выкройка прямая, с ластовицами и 2-мя клиньями. Короче льняного на 10см. Ворот круглый, без разреза под фибулу, отделан золототканой на шелковой основе, двууточной тесьмой, (шелковые нити крашены мареной в красно-коричневый цвет, золотая канитель плоская золотая фольга на шелковой основе, цвета натурального кокона). Geijer Agnes. Birka III.1938., Hagg Inga. “Viking Women’s dress at Birka”. 1983. Фартук шерстяной , сшит из двух видов домотканой шерсти, крашенных мареной в краснокирпичный цвет. Первый вид ткани: более грубая шерсть, полотняного переплетения (16-18 нитей на см), использована для переднего полотнища и укрепления верхнего и нижнего края заднего полотнища. Второй вид ткани: более тонкая ломанная ромбовидная саржа, переплетения 2/2 (22-24 нитей на см) использовалась для заднего полотнища фартука. Фартук отделан домотканым шелком, крашенным мареной, саржевого переплетения 2/2 (типа Мамен, см. фото), на шелке золотой канителью (состав см. выше) вышиты два мотива из Бирки: ломанная линия и золотой олень, они увеличены, относительно оригиналов, примерно, в 2 раза. Мотив «золотой олень» повторен в зеркальном отображении, между фигурами помещено стилизованное дерево. Такую интерпретация я основываю на находках вышивок в Мамене (Дания) и Осеберге (Норвегия), где есть вышитые мотивы к парными животными. Фартук отделан шерстяной тесьмой, тканной на дощечках, с мелким геометрическим орнаментом, двух цветов, темно красного и темно синего, из этой же тесьмы сделаны петельчатые лямки, соединяющие переднее и заднее полотнища фартука, низ и верх переднего полотна украшены позументом из золотных нитей (Geijer Agnes. Birka III.1938). Выкройка: переднее полотно прямоугольное, чуть короче заднего ( основываюсь на фигурке валькирии из Туны), заднее полотно расширено клином на спине, объясняю это удобством, т.к. два верхних платья расклешены. Walton Penelope , “ Dyes and wools in textales from Mammen ”, 1991. Hald Margrethe “Ancient Danish Textales from Bogs and Burials...”, 1980 Ingstad Anne Stine “Textiles from Oseberg.”1988. Hagg Inga. “Viking Women’s dress at Birka”. 1983. Ierusalimskaja A.A. “Von China nach Byzanz”, 1996. Накидка : полукруглая, шерстяная, отделана шкурами двух лисиц, без голов, лап и хвостов. Материал: ромбовидная саржа 2/2 (16 нитей на см), крашение – химическое. Основа и уток различны по цвету, соответственно, бежевый и темно синий., благодаря этому, лучше видно трудоемкое переплетение (находка ткани с утками разного цвета: Thor Ewing. “Wiking Clothing”. 2006., Hagg Inga. “Textilfunde aus dem Hafen von haithabu”. 1984., Geijer Agnes. A History of Textile Art. 1979). Выкройка, основывается на находках фигурок валькирий, изображениях с гобелена Осеберга, реконструкции Копенгагенского исторического Музея (комплекс Мамен), находки раннего вендельского плаща – музей Стокгольма, а так же реконструкций приведенных выше авторов. Отделка накидки по полукруглому краю выполнена тканной на дощечках однотонной тесьмой кирпичного цвета, которая обшита по краю жгутиком из золотной нити. Ewing, Thor. Coloured Clothes in Medieval Scandinavian Literature and Archaeology' in McKinnell and Kick 2006 Головной убор: нет. Прическа: волосы собраны в длинный хвост и завязаны узлом на затылке (интерпретация прически валькирии из Туны). Переметная сумочка: прямоугольная выкройка, материал – полосатая самопрядная шерсть натурального крашения (марена, кора дуба…). Находка подобной шерсти есть в музее Шилово под Рязанью. Можно посмотреть на сайте: http://www.reenactment.ru/gallery/workshop/ . Ремешок сделан из шерстяного шнура. Подобная по форме византийская сумочка есть в Мюнхенском музее. Моя вольная интерпретация, нужно ж ведь куда-то мелочи всякие класть!!! Украшения: мое главное украшение – это Йон, см. на общей фотографии справа))))) Остальные украшения, кроме стеклянных и серебряных бусин, полностью повторяют находку из Аски, Швеция: - парные, овальные, скорлупообразные, бронзовые фибулы с золочением и серебряными деталями, не только красивы, но и функциональны – скрепляют бретели фартука; - трехлистная бронзовая фибула с золочением, используется для скрепления разреза ворота льняной верхней рубахи; - пять серебряных филигранных привесок каплевидной формы (возможно скандинавская интерпретация римских пуговиц?); - серебряная с золочением, филигранная, плоская овальная привеска; - привеска серебряная в стиле боре, плоская ромбовидная; - привеска с изображением женщины в анфас (находка датируется 8 веком, возможно семейная реликвия, передаваемая из поколение в поколение?); - объемная серебряная привеска, ввиде мужской головы в шлеме (возможно, служила навершием на ручке небольшого ножа); - разнообразные стеклянные и серебряные бусины были экспортным товаром, поэтому я использую бусины из различных находок Швеции, Дании и Норвегии…. Этот костюм слишком параден, чтобы присовокуплять к нему различные предметы быта, типа: гребешки, пинцетики, копоушки, инструменты для рукоделия, посуду, столовые приборы и т.п. Все это храниться в моей маленькой переметной сумочке, сундуках и длинных домах моего мужа)))))

Repei_Stalingrad: Ваня, а где фото твоей спутницы жизни? А то ее ж никто ни разу и не видел то 8)))))))

olbeorn: Украшения: мое главное украшение – это Йон, см. на общей фотографии справа))))) клёво. а где опубликован? на наше время? у кого реплику заказывала?

Йон : http://www.reenactment.ru/gallery/friends/we/kostumss/velgas/

Йон : описание и обоснование использования меня как артефакта см на моей страничке а вот уж почему я ей понравился - ума не приложу напрашивается вывод-"хорош чертяка"

Repei_Stalingrad: Угу аватар подтверждает 8) Вань ты случаем не от поклонниц за деревом прячешься 8))))) Ой мамко заругаеть 8)))))



полная версия страницы