Форум » Паспортизация » Паспорта клуба "Средневековье" г. Тамбов - мордовские » Ответить

Паспорта клуба "Средневековье" г. Тамбов - мордовские

Микула: Представляется целесообразным изложение паспортов костюмов произвести следующим образом: сначала будут изложены некоторые общие заметки и размышления по указанному вопросу, а затем будут приведены собственно предметы одежды.

Ответов - 51, стр: 1 2 3 All

Микула: Комплекс костюма Микулы (Селюн Денис Васильевич) Представленный комплекс является попыткой реконструкции вероятного мужского костюма мордовского воина, возможно представителя родовой аристократии одного из племён средне-цнинской мордвы. Временные рамки – начало 9-го века. Регион – междуречье Средней Волги, Оки и Цны, т.е. территории современных Тамбовской и Пензенской областей. (Воронина Р.Ф. 2005г. стр. 98; Материальная культура Средне-Цннской мордвы 8-11 вв., 1969. стр. 4, Финно-угры Поволжья и Приуралья в средние века. 1999. стр. 128) Рубаха шерстяная из тонкой ткани. Предполагается использование как нательной одежды отдельно или при ношении вместе с рубахой из более грубой ткани. Рубаха изготовлена по указанному выше крою. Основной шов тот же, что указан в статье с тем отличием, что части одежды скреплены не швом через край, а швом «назад иголку». Ворот и горловой разрез, а также края рукавов и подола подрублены и прошиты через край. Материал – натуральная тонкая шерстяная ткань саржевого переплетения, шерстяные нитки. Сшита вручную. Ворот скрепляется сюльгамой. Рубаха шерстяная из толстой ткани. Предполагается использование как верхней одежды при одевании вместе с рубахой из тонкой ткани. Рубаха изготовлена по указанному выше крою. Основной шов тот же, что указан в статье с тем отличием, что части одежды скреплены не швом через край, а швом «назад иголку». Ворот и горловой разрез обработаны обмёточным швов. Края рукавов и подола подогнуты и прошиты через край. Материал – натуральная толстая шерстяная ткань саржевого переплетения, шерстяные нитки. Окрашена мареной в красновато-коричневый цвет. Сшита вручную. Ворот скрепляется сюльгамой. Рубаха шерстяная из толстой ткани. Предполагается использование как верхней одежды при одевании вместе с рубахой из тонкой ткани. Рубаха изготовлена по указанному выше крою. Основной шов тот же, что указан в статье. Ворот и горловой разрез, а также края рукавов и подола подрублены и прошиты через край. Материал – сукно саржевого переплетения (95% натуральная шерсть), шерстяные нитки. Шерстяная ткань имеет фабричную окраску коричневым красителем. Сшита вручную. Ворот скрепляется на бронзовую пуговицу. Рубаха льняная. Предполагается использование как нательной одежды отдельно или при ношении вместе с рубахой из шерстяной ткани. Рубаха изготовлена по указанному выше крою. Основной шов тот же, что указан в статье с тем отличием, что части одежды скреплены не швом через край, а швом «назад иголку». Ворот и горловой разрез по аналогии с этнографическими мордовскими рубахами обшиты льном. Края рукавов и подола подогнуты и пришиты через край. Материал – лён полотняного переплетения, льняные нитки. Сшита вручную. Ворот скрепляется деревянной пуговицей, повторяющей по форме бронзовые. Браслеты узкие кожаные для фиксации рукавов на запястьях, повторяют по форме бронзовые. (Хорошо видны на предыдущих фотографиях.) Порты шерстяные, повторяют приведённый выше крой архаичных мужских мордовских штанов. На поясе крепятся двумя завязками. Материал – натуральная тонкая шерстяная ткань саржевого переплетения, шерстяные нитки. Сшиты вручную. Обувь изготовлена по аналогии с башмаками четвёртого и пятого типов по типологии Оятевой Е.Н.. Башмаки изготовлены из дублёной кожи, сшиты вручную льняными нитями. Верх сшит прямым швом, подошва пришита выворотным швом. Башмаки пятого типа. Башмаки четвёртого типа. Онучи шерстяные в виде полосы ткани шириной 38 см, длиной 1,5 метра. Край обработан обмёточным швом. Материал – натуральная тонкая шерстяная ткань саржевого переплетения, шерстяные нитки. Сшиты вручную. (Хорошо видны на предыдущих фотографиях.) Пара обор в виде длинных узких ремней из сыромятной кожи, застёгивающихся на простую железную рамочную пряжку. Подобные пряжки известны по материалам мордовских могильников. (Материалы по истории мордвы 8-11вв. 1952, стр. 209, табл. 24, рис. 1, погр. 228 (в составе колчана); Материальная культура Средне-Цнинской мордвы 8-11 вв. 1969, стр. 68, погр. 108а; стр. 75, погр. 134) Пояс ременный с поясным набором, включающим пряжку, наконечник и бляшки-накладки. Ширина ременной основы продиктована размерами бляшек-накладок. (Материалы по истории мордвы 8-11вв. 1952, стр. 212-216; Воронина Р.Ф. 2007, стр. 26-28) Длина ременной основы увеличена при помощи поясного соединительного кольца, изготовленного по образцу бронзового кольца из погр. 56 Елизавет-Михайловского могильника. (Материальная культура Средне-Цнинской мордвы 8-11 вв. 1969, стр. 56) Овальнорамчатая пряжка с пятиугольным неподвижным щитком изготовлена по типу пряжек из погр. 59 Елизавет-Михайловского могильника, погр. 108 Пановского могильника (Материальная культура Средне-Цнинской мордвы 8-11 вв. 1969, стр. 137 – табл. 32, рис. 12 и стр. 111 – табл. 18, рис. 16 соответственно), и пряжки, приведённой Ястребовым В.Н. в табл. 3, рис. 6 (Ястребов В.Н. 1893). Наконечник изготовлен по образцу поясного наконечника из погр. 546 Крюково-Кужновского могильника. (Материалы по истории мордвы 8-11вв. 1952, стр. 212, табл. 28, рис. 7) Поясные бляшки-накладки с личиной были изготовлены по образцу бляшек из погр. 546 Крюково-Кужновского могильника. (Материалы по истории мордвы 8-11вв. 1952, стр. 212, табл. 28, рис. 6) Поясные бляшки-накладки с кольцом были изготовлены по образцу бляшек из погр. 460 Крюково-Кужновского могильника. (Материалы по истории мордвы 8-11вв. 1952, стр. 214, табл. 30, рис. 1) Сквозь кольца бляшек-накладок продёрнут ремешок для подвешивания различных предметов, как это известно по материалам Лядинского могильника. (Ястребов В.Н. 1893, рис. 12 и 13 в тексте) Вместо специальной бронзовой петли концы ремешка закреплены в кольцах крайних накладок. Пряжка и наконечник. Накладки. Кольцо. Представленный нож относится ко второму типу – больших ножей с широким лезвием, спинка ножа имеет небольшую «горбинку». Форма рукояти предполагается по материалам славянской археологии того же периода. (Древняя Русь. Быт и культура. 1997, стр. 17). Рукояти оклеена кожаней. Ножны предполагаются на основании материалов славянской археологии и изготовлены из одного куска кожи, сложенного пополам, с ровным краем и одним прошитым рядом стежков. Кожаный шнур, служащий для крепления ножен на поясе, охватывает ножны и проходит через прорезь на краю ножен. (Оятева Е.Н. 1965. стр. 51. Рис. 3 – 4; Древняя Русь. Быт и культура. 1997, стр. 47, Табл. 36 – 11) Отличием является более тщательная прошивка края и использование прямого шва, а не шва через край.

Микула: Знаю, что в правилах написано, что задний фон должен быть светлым. Суть вопроса ведь в том, чтобы всё было хорошо видно? На моих фото использовался чёрный матовый фон и шла подсветка мощной вспышкой - все предметы видны хорошо. Если вопрос светлого заднего фона важен, то фото могу переделать, это непроблематично.

Микула: Предметы вооружения Микулы (Селюн Дениса Васильевича) Наборный пояс и нож в ножнах были представлены выше. Далее будут представлены копьё, топор, щит, кольчужный нагрудник и шлем. Представленное копьё изготовлено по образцу наконечника копья из погр. 134 Елизавет-Михайловского могильника. (Материальная культура Средне-Цнинской мордвы 8-11 вв. 1969, стр. 167, табл. 47, рис. 7) По типологии Кирпичникова АН., в которой были учтены и копья из мордовских могильников, представленный наконечник принадлежит к типу III А - копья с относительно широким пером удлинённо-треугольной формы, ромбического сечения, 9-нач. 11 вв. (Кирпичников А.Н. 1966, стр. 12-13). По типологии Шитова наконечник принадлежит к типу копий с коротким уплощенным лезвием, имеющим хорошо выраженные прямые плечики – широко распространённым в последней четверти 1-го тыс., при соотношении длины пера к длине втулки от 0,9: до 1,3:1. (Шитов В.Н. 1977, стр. 117) По сравнению с оригиналом немного увеличена длина втулки. Соотношение длины пера к длине втулки составляет 0,9:1, что лежит в пределах диапазона выделенного для этого типа наконечников Шитовым В.Н. Гуманизатор - изготовлен из толстой кожи, внутри находится железная пластина толщиной 1,2 мм. На копье крепится кожаным шнуром. Представленный топор изготовлен по образцу топора из погребения 108 Пановского могильника. (Материальная культура Средне-Цнинской мордвы 8-11 вв. 1969, стр. 111, табл. 18, рис. 17) Святкин С.В. связывает наличие топоров подобного типа в мордовских могильниках с салтовским влиянием и относит время их распространения к 7-8 вв. (Святкин С.В. 1998, стр. 261) По типологии Плетневой, разбившей салтовские топорики-чеканы на отделы и типы, подобный топор может быть отнесён ко 2-му типу 2-го отдела – топоры с плоским обушком, с лезвием, имеющим выемку. Согласно хронологии, разработанной ей же, подобные топоры имели хождение и в 9в. (Плетнёва С.А. 1967,стр. 137-143) Представленный щит изготовлен по образцу описанного выше тюркского щита. Щит плоский, круглый, диаметром 60 см, набран из берёзовых досок толщиной 10мм. С обратной стороны доски стянуты двумя поперечными планками. Планки скреплены с досками гвоздями с загнутыми концами. Крепление щита предположено на двух параллельных ремнях, закрепленных гвоздями с загнутыми концами, пробитыми через планки и доски насквозь. Внешняя сторона щита оклеена кожей. По краю щит окантован полосой из сыромятной кожи, закреплённой при помощи прошивки кожаным шнуром. На противоположных краях щита закреплён плечевой ремень, регулируемый простой железной рамочной пряжкой. Подобные пряжки известны по материалам мордовских могильников. (Материалы по истории мордвы 8-11вв. 1952, стр. 209, табл. 24, рис. 1, погр. 228 (в составе колчана); Материальная культура Средне-Цнинской мордвы 8-11 вв. 1969, стр. 68, погр. 108а; стр. 75, погр. 134) Представленный кольчужный нагрудник изготовлен из сведённых колец диаметром 14 мм. Нагрудник имеет кожаную основу, на которой он закреплён при помощи шнуровки кожаным шнуром по периметру. Форма нагрудника предположена прямоугольная. Крепление на теле, также предположительное, осуществляется при помощи двух скрещивающихся на спине широких лямках. Представленный шлем является предполагаемой вариацией тюркского шлема 8-9 вв. Образцами для шлема послужили шлем из Казазово и шлем из могильника Релка. (Лемешко А. Сокровища Кубани; Каминский В.Н. Каминская-Цокур И.В. 1997, стр. 66-67; Финно-угры и балты в эпоху средневековья. 1987, стр. 224, Табл. XCVI, рис. 22) Конструктивно шлем изготовлен следующим образом: форма тульи, форма пластин и способ крепления кольчужной бармицы изготовлены по образцу шлема из Релки, наносник и навершие изготовлены по образцу шлема из Казазово. Кольчужная бармица изготовлена из сведённых колец диаметром 14 мм. При участии в бугуртах защитное снаряжение дполняется защитными кожаными рукавицами с нашитыми плстинами из более толстой кожи. На копьё одевается гуманизатор. Лемешко А. Сокровища Кубани. (http://www.tgorod.ru/index.php?topgroupid=2&groupid=7&subgroupid=5&contentid=252)


Микула: Общий вид в полном вооружении. Ощий вид в полном вооружении и снаряжении для бугуртов.

Repei_Stalingrad: Микула! Молодцом! Так держать - наконец то начали появлятся нагрудники, осталось дело за малым когда проявятся пластинчатые нагрудники пехотные.

Микула: Спасибо! Эх, блин, если б у меня были хоть малейшие зацепки на ламмелярный нагрудник - я бы не задумываясь его носил.

Pal Yelets: За нагрудниками безусловно будущее. Отлично.

Микула: Товарищи, вы бы хоть черканули - прошёл паспорт мой, или пока проверяется, мне же интересно.

Микула: Мой эл. адрес: selun_dv@rambler.ru

Микула: Решили здесь же разместить и немордовские паспорта сотоваришей, ибо народу едет меньше, чем думали изначально. Кризис косит наши ряды.

Микула: Паспорт костюма Носкова Максима. г. Тамбов (контактное лицо Микула, эл. адрес selun_dv@rambler.ru) Представленный комплекс является попыткой реконструкции вероятного облика скандинавского воина в дружине одного из русских князей. Временные рамки – конец 10 - начало 11 века. Регион – север, запад Руси. Скандинавские викинги довольно часто приглашались в 10-начале 11 вв. русскими князьями в дружины в качестве наёмников. Чаще всего искали счастья на Руси выходцы из Швеции. Находясь на Руси, скандинавские воины быстро перенимали предметы вооружения и одежды. (Каинов С. 1998, стр. 2,7) Эта археологически зафиксированная особенность позволяет сочетать в комплексе скандинавские и славянские предметы одежды и вооружения. Верхняя рубаха. Сшита вручную из натуральной шерстяной ткани саржевого переплетения, окрашенной мареной, согласно крою характерному для предметов верхней одежды из раскопок в Бирке, Швеция, 9-10 вв. (Carolyn Priest-Dorman 1997) С целью экономии ткани, рукава и боковые клинья предположительно сшиты из нескольких частей, в отличие от цельной выкройки, приведённой в статье. При изготовлении рубахи использовались швы, известные по материалам раскопок в Хайтабю. (Inga Häg. 1984, стр. 150) Нити шерстяные, окрашены мареной. Верхняя шерстяная рубаха - крой... ... и общий вид. Также хорошо видны сапоги. На сегодняшний день, к сожалению, не найдено ни одного образца целой древнерусской одежды 10-11 вв. Находки в основном представляют собой обрывки ткани. (Рабинович М.Г. 1986, стр. 40) Однако, основываясь на большом количестве косвенных данных, многие исследователи предполагают, что этнографический костюм 19в., в наиболее архаичных формах, во многом сохранил черты древнерусского. Исходя из данной точки зрения, крой древнерусской рубахи и портов были восстановлены по деталям народного костюма и по более поздним сохранившимся экспонатам, относящимся к 16-17вв. (Соснина Н., Шангина И. 1998, стр. 269, Древняя Русь. Быт и культура. 1997, стр. 100, 106; Арциховский А.В. 1948, стр. 234-235; Кошлякова Т.Н. 1986, стр. 248; Седов В.В. 1982, стр. 258) Археологически известны следующие ткани, использованные при изготовлении предметов, предположительно относящихся к древнерусскому костюму – плотное шерстяное сукно, более тонкая шерстяная ткань полотняного и саржевого переплетения, льняная ткань полотняного переплетения, и шёлковая ткань полотняного переплетения. (Древняя Русь. Быт и культура. 1997, стр. 94; Рабинович М.Г. 1986, стр. 42) Рубаха нательная льняная. Крой рубахи восстановлен на основе кроя посадной рубахи венчального костюма третьей четверти 19в. (Тамбовский областной краеведческий музей (ТОКМ.КП. инв.8798/1)) Рукава расширены клиньями, по образцу рубах 16-17 вв. (Кошлякова Т.Н. 1986, стр. 248) Горловой вырез оформлен без воротника-стойки, обшит льняной лентой, окрашенной мареной, разрез по центру, застёгивается бронзовой пуговкой. (Соснина Н., Шангина И. 1998, стр. 269; Рабинович М.Г. 1986, стр. 43; Арциховский А.В. 1948, стр. 243) Материал – фабричная льняная ткань полотняного переплетения, льняные нитки. Сшита вручную. В качестве образца для швов при изготовлении льняной рубахи, а также всех последующих предметов одежды, использовались швы с упомянутой выше посадной рубахи 19в. Следует отметить, что данные швы также известны по материалам раскопок в Хайтабю. (Inga Häg. 1984, стр. 150, рис. 102 - 3, 14, 21) Подобного типа шов отмечен также на византийской тунике 8-9 вв., найденной в Турции. (Peter Beatson. 2009) Посадная рубаха 19в. Льняная рубаха - крой... ... и общий вид. Свита. Рабинович М.Г., основываясь на изобразительных источниках и этимологии термина «свита» предполагает, что это длинная, плотно облегающая стан одежда. (Рабинович М.Г. 1986, стр. 45) Этим признакам вполне соответствует крой рубах 16 - начала 17 вв. из погребений царя Фёдора Ивановича, царевича Ивана Ивановича и князя М.В. Скопина-Шуйского в Архангельском соборе Московского Кремля. Боковые полотнища у них сделаны в половину ширины стана, подол расширен четырьмя клиньями. За счёт этого возникает эффект облегания корпуса. (Кошлякова Т.Н. 1986, стр. 248) Материал – фабричное толстое сукно, шерстяные нитки. Шерстяная ткань имеет фабричную окраску синим красителем, нити имеют естественный, серовато-чёрный цвет. Сшита вручную. Горловой разрез, ворот и рукава обшиты сложенной полосой шёлковой ткани полотняного переплетения. (Соснина Н., Шангина И. 1998, стр. 269; Рабинович М.Г. 1986, стр. 43, 45) Свита - крой... ... и общий вид. Штаны (порты, гачи). По изображениям 11-12 вв. известно, что штаны были неширокими, т.к. плотно облегают ноги. (Рабинович М.Г. 1986, стр. 43) При изготовлении штанов данного комплекса в качестве образца был использован крой портов венчального костюма третьей четверти 19в. (Тамбовский областной краеведческий музей (ТОКМ.КП. инв.8798/2)) В отличие от указанных портов 19в., крепление на бёдрах осуществляется при помощи шнура, продёрнутого под обшивку верхнего края. Штанины изготовлены из прямых полотнищ, между которыми вставлены с каждой стороны навстречу друг другу по одному широкому клину. При таком крое штаны повторяют силуэт ног, материя используется вся, без обрезков. Изготовлено две пары штанов. Первые - из фабричной шерстяной ткани саржевого переплетения, естественного, светло-бежевого цвета. Вторые - из фабричной шерстяной ткани полотняного переплетения, окрашенной химическим красителем в зелёный цвет. Обе пары сшиты вручную шерстяными нитками. В качестве образца для швов использовались швы с упомянутой выше посадной рубахи 19в. Порты посадного костюма 19в. Порты из шерсти саржевого переплетения... ... и полотняного переплетения. В качестве обуви используются полусапожки второго типа по типологии Изюмовой С.А., бытовавшие в 10-14 вв., известные по материалам раскопок в Новгороде. (Изюмова С.А. 1959, стр. 207) Полусапожки изготовлены из кожи, подошва без каблука из более толстой кожи. Подошвы изготовлены без различия на левую и правую. Голенище короткое, ниже колена, срезано по косой – спереди выше, чем сзади. Детали головки, задника и голенища сшиты тачным швом. Подошва и верх сшиты выворотным швом. Нитки льняные, вощёные. (Изюмова С.А. 1959, стр. 205-207; Рабинович М.Г. 1986, стр. 59-60; Рабинович М.Г. 1964, стр. 106-109; 286-288; Седов В.В. 1982, стр. 258) Хорошо видны на предыдущих фото. Пояс ременный – выполнен из длинной узкой полосы кожи. Поясной набор ограничен пряжкой лировидной формы с «лилиевидным» завершением, широко распространённой по всей древнерусской территории в 11в. (Древняя Русь. Быт и культура. 1997, стр. 80, табл. 61, рис. 41) Подобного вида пряжки известны также по материалам раскопок на о. Готланд, Швеция. (Die Wikingerzeit Gotlands II, табл. 128, рис. 9) Поясная пряжка. Кошелёк прямоугольной формы. Изготовлен из двух кусков кожи, сшитых вощёной льняной ниткой выворотным швом. По форме повторяет кошельки 10-14 вв., известные по раскопкам в Новгороде, но отличается от них несколько большим размером. (Изюмова С.А. 1959, стр. 215, рис. 11-9). Кошелёк. Наступательное вооружение ограничено топором, тип 4 по классификации Кирпичникова. (Кирпичников А.Н. 1966, стр. 36) Топор. Защитное вооружение ограничено щитом миндалевидной формы и коническим шлемом. Миндалевидный плоский щит. Изготовлен из склеенных между собой сосновых досок толщиной около 10 мм. Длина щита чуть ниже половины роста владельца – 80см. Соотношение высоты к ширине 2:1. Лицевая сторона оклеена кожей, окрашенной в желтовато-коричневый цвет. Крепление на руке осуществляется при помощи нескольких ремней, через которые продевалась рука. Также щит снабжен дополнительным плечевым ремнем. Щит имеет небольшой полусферический умбон. (Кирпичников А.Н. 1971, стр. 38) Цвет щита и расположение кистевых и локтевых ремней предположено по аналогии со щитами, изображёнными на ковре из Байо. (The Bayeux Tapestry. 2009) Предположением, также основанным на изображениях щитов на ковре из Байо, является обшивка края щита дополнительной кожаной полосой, которая крепится провощенным льняным шнуром. (Štíty raného středověku. Curia Vitkov. 2008) Изображения на ковре из Байо, где хорошо видны расположения заклёпок... ... и цвет щита. Щит аверс... ... и реверс. Шлем конической формы. Подобного типа защитные наголовья получившили в конце 10в. общеевропейское распространение. (Кирпичников А.Н. 1971, стр. 25; Каинов С. 1998, стр. 6) Шлем конструктивно изготовлен по образцу шлема из Ольмюца (Моравия). Форма купола ближе к шлему, приписываемому св. Венчеславу (Прага). (Christopher Gravett 1993, стр. 6-7) Предположительной деталью, основанной на многочисленных изображениях на ковре из Байо, является кольчужная бармица, закреплённая на шлеме при помощи кожаного шнура, пропущенного сквозь отверстия на тулье шлема. (The Bayeux Tapestry. 2009) Бармица изготовлена из сведённых колец диаметром 14 мм. Шлем вид сбоку... ... и спереди. Предположительной деталью является подшлемник. Выполнен в форме облегающего голову капюшона с оплечьем. Изготовлен из двух слоёв льняного холста, окрашенного в жёлтый цвет, переложенных слоем ваты и простёганных. При участии в групповых или одиночных поединках защитное вооружение дополняется кожаным наручем и рукавицей с накладками из толстой кожи. Каинов С. Скандинавские наёмники на Руси. Конец 9-сер.11 вв. // Военная иллюстрация 1/1998 Carolyn Priest-Dorman. Viking Tunic Construction. 1997 («Рубахи эпохи викингов», перевод Браги Хольмгардсгоди) // http://toronor-club.narod.ru/mast/rubahi.htm Inga Häg. Die Textilfunde aus dem Hafen von Haithabu. 1984 Рабинович М.Г. Древнерусская одежда 9-13 вв. // Древняя одежда народов Восточной Европы. Материалы к историко-этнографическому атласу. М «Наука» 1986 Соснина Н., Шангина И. Русский традиционный костюм: Иллюстрированная энциклопедия. Искусство. СПб. 1998 Древняя Русь. Быт и культура. Москва. «Наука» 1997. Арциховский А.В. Одежда. В сб. История культуры Древней Руси. Домонгольский период. Ч.1. Материальная культура. Под. ред. Н.Н.Воронина, М.К.Каргера, М.А.Тихановой. Изд. Академии наук СССР Москва Ленинград 1948г. Кошлякова Т.Н. Мужские рубахи конца 16 – начала 17 в. из погребений царя Фёдора Ивановича, царевича Ивана Ивановича и князя М.В. Скопина-Шуйского в Архангельском соборе Московского Кремля. // Древняя одежда народов Восточной Европы. Материалы к историко-этнографическому атласу. М «Наука» 1986 Седов В.В. Восточные славяне в 6-13 вв. Москва «Наука» 1982 Peter Beatson. A Byzantine Shirt from Manazan Caves, Turkej. (c) Birka Traders 2008. (http://members.ozemail.com.au/~chrisandpeter/manazan_shirt/manazan_instructions.htm) Изюмова С.А. К истории кожевенного и сапожного ремёсел Новгорода Великого. // МИА № 65. 1959 Рабинович М.Г. О древней Москве. Очерки материальной культуры и быта горожан в 11-16 вв. «Наука» М 1964 Die Wikingerzeit Gotlands II Кирпичников А.Н. Древнерусское оружие. Выпуск второй: копья, сулицы, боевые топоры, булавы, кистени 9-13 вв. Москва-Ленинград «Наука» 1966 Кирпичников А.Н. Древнерусское оружие. Выпуск третий: Доспех, комплекс боевых средств 9-13вв. Ленинград. «Наука» 1971 The Bayeux Tapestry. 2009 // www.hastings1066.com Štíty raného středověku. Curia Vitkov. 2008 // http://curiavitkov.cz/valka22.html Christopher Gravett. Norman knight 950-1024 AD // Warrior 1 “Osprey Publishing” 1993

Микула: Общий вид с оружием. Общий вид с оружием и снаряжением для бугуртов. Хорошо видны подшлемник, кожаный наруч и рукавица.

Микула: А вот такое у нас сегодня было небо...

Lyudmila: красиво..

Микула: Добавление в паспорт Носкова Максима. Головной убор типа капюшона – «худ». Выкройка изготовлена по образцу «худа» из Скъёльдехамн, Северная Норвегия, датированного 1000-1210 гг. (Gjessing. 1938) Материал – фабричное сукно саржевого переплетения (95% натуральная шерсть), шерстяные нитки. Шерстяная ткань имеет фабричную окраску коричневым красителем, нити имеют естественный серовато-чёрный цвет. (Carolyn Priest-Dorman 1997) Сшит вручную. При изготовлении «худа» использовались швы, известные по материалам раскопок в Хайтабю. (Inga Häg. 1984, стр. 150) Худ - крой. Худ - общий вид. Нож с узким клиновидным лезвием и закруглённой на конце спинкой, характерной для 10-11 вв. Рукоять деревянная, массивная, длиннее лезвия, украшена простым орнаментом. (Древняя Русь. Быт и культура. 1997, стр. 17, табл. 9, рис. 18, 21) Кожаные ножны первого вида по типологии Варфоломеевой Т.С., бытовавшие в 11-12 вв., известны по материалам раскопок в Новгороде. Изготовлены из одного ассиметричного куска кожи, прошиты льняными нитками. В верхней части выступа сделано отверстие для подвешивания ножен к поясу. (Варфоломеева Т.С. 1993, стр. 102-103) Нож и ножны Gjessing, G. 1938: Skjoldehamndrakten. En senmiddelaldersk nordnorsk mannsdrakt. Viking bd. II. (сканированные страницы выложены на форуме КИР «Ормстунг» // http://www.clubruna.borda.ru/?1-16-0-00000001-000-0-0-1234550127) Carolyn Priest-Dorman. Viking Tunic Construction. 1997 («Рубахи эпохи викингов», перевод Браги Хольмгардсгоди) // http://toronor-club.narod.ru/mast/rubahi.htm Inga Häg. Die Textilfunde aus dem Hafen von Haithabu. 1984 Древняя Русь. Быт и культура. Москва. «Наука» 1997. Варфоломеева Т.С. Кожаные ножны 11-15 вв. из раскопок в Новгороде. // Новгород и Новгородская земля. 1993 Наступательное вооружение дополнено мечём переходной формы от каролингского типа к более позднему, романскому. Он характеризуется более узким лезвием и долом, чем у лезвий мечей каролингского типа. Перекрестье прямое, навершие дисковидной формы. По типологии Э. Окшотта данный тип мечей относится к типу «ХI» и получает распространение, начиная с 11в. (Ian G.Peirce 2002, стр. 136-137) Ian G.Peirce. Swords of the Viking Age. The Boydell Press. 2002

Микула: Добавления в паспорт Микулы (Селюн Дениса) Кафтан верхний, изготовлен из двухслойного льняного холста, переложенного войлоком и простёганного, по образцу фрагмента одежды из могильника Амгата 7-10 вв. (Доде З.В. 2001, стр. 14) Крой кафтана выполнен по образцу кроя мужского аланского кафтана. (Орфинская О.В. 2001, стр. 116-117) Рукав сделан коротким, до локтя, по образцу т.н. верхнего «кафтана вождя». (Иерусалимская А.А. 2001, стр. 102) Отделка выполнена из холста более высокого качества. (Орфинская О.В. 2001, стр. 109) К сожалению, не располагаю информацией каким именно образом был простёган фрагмент кафтана из могильника Амгата. Предположительно простёжка была выполнена вертикально, по аналогии со стёганными одеждами древнего Согда (Яценко С.А. 2006, стр. 241, рис. 181-38), влияние которого, по мнению Иерусалимской А.А., аланский костюм испытывал в период раннего средневековья (Иерусалимская А.А. 2001, стр. 93) По шву на талии пущен валик из основной ткани, свёрнутой руликом. Застёгивается на две пуговки – на поясе и около шеи. (Доде З.В. 2001, стр. 14) По аналогии с мужским верхним кафтаном на меху из Мощевой балки кафтан имеет невысокий стоячий воротник. Материал обкладки – лён небелёный «бортовка». Толщина войлока – 0,6-0,8 см. На боках толщина войлока – 1,5-1,8 см. Орфинская О.В. Аланский костюм 8-9 вв. ( По материалам из скальных могильников Карачаево-Черкесии). // Культуры Евразийских степей второй половины I тысячелетия н.э. (Из истории костюма) Том 1. Материалы III Международной археологической конференции. Самарский областной историко-краеведческий музей им. П.В. Алабина. Самара, 2001. Доде З.В. Средневековый костюм народов Северного Кавказа. Очерки истории. Москва. Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 2001. Иерусалимская А.А. Некоторые вопросы изучения раннесредневекового костюма (по материалам анализа одежды адыго-аланских племён 8-9 вв.). // Культуры Евразийских степей второй половины I тысячелетия н.э. (Из истории костюма) Том 1. Материалы III Международной археологической конференции. Самарский областной историко-краеведческий музей им. П.В. Алабина. Самара, 2001. Яценко С.А. Костюм древней Евразии (ираноязычные народы). Издательская фирма «Восточная литература» РАН. Москва. 2006. Кафтан вид спереди... ... и сзади.

Микула: Головные уборы шлемовидной формы. Крой выполнен по образцу головного убора из Подорванной балки – из одного куска ткани, верхний край оформлен в виде треугольных клиньев сшитых вместе, нижний образует назатыльник. Края, обрамляющие лицо, обработаны шёлковой тканью. (Доде З.В. 2001, стр. 16, рис. 60 – 14) В качестве материала предположена шерстяная ткань саржевого переплетения – наиболее распространённая у среднецнинской мордвы в 8-11вв. (Ефимова Л.В. 1966) Один выполнен из натуральной тонкой шерстяной ткани саржевого переплетения. Край обработан шёлковой тканью полотняного переплетения. Сшит вручную шерстяными нитями. Другой выполнен из натуральной толстой шерстяной ткани саржевого переплетения, окрашенной мареной. Край обработан шёлковой тканью полотняного переплетения. Сшит вручную шерстяными нитями, окрашенными мареной. Головной убор из тонкой шерсти - крой... ... и общий вид. Головной убор из толстой шерсти - крой... ... и общий вид. Верхняя одежда из кожи. Крой предположен в виде глухой рубахи с короткими рукавами. Стан рубахи выполнен из нескольких подкроенных кусков кожи, по образцу остатков меховых одежд из Лядинского могильника, которые обычно были сшиты из нескольких полос. (Ястребов В.Н. 1893) Горловой вырез, по аналогии с шерстяными рубахами, предположен округлый, плотно облегающий шею с небольшим центральным разрезом. Кожаная рубаха - крой... ... и общий вид. Порты льняные, повторяют приведённый выше крой архаичных мужских мордовских штанов. На поясе крепятся двумя завязками. Материал – натуральная льняная ткань полотняного переплетения, льняные нитки. Сшиты вручную.

Микула: До сумки, к сожалению, руки не дошли. Потому, пока старая. Поясная сумка с ремешком для фиксации лицевого клана. Конструктивно сумочка изготовлена по образцу сумочки из погр. 2 Пановского могильника, которая сохранилась целиком. (Материальная культура Средне-Цнинской мордвы 8-11 вв. 1969, стр. 77, табл. 1, рис. 1-3) Металлическая декоративная накладка на клапане отсутствует, как на сумочке из погр. 368 Крюковско-Кужновского могильника. (Материалы по истории мордвы 8-11вв. 1952, стр. 118-119) Размер сумки несколько увеличен, по образцу сумочки аналогичной формы, но большего размера из погр. 224 Крюковско-Кужновского могильника. (Материалы по истории мордвы 8-11вв. 1952, стр. 78-79) Пряжка изготовлена по образцу пряжки приведённой Ястребовым В.Н. на табл. 3, рис. 13 (Ястребов В.Н. 1893). Наконечник ремешка изготовлен по образцу поясного наконечника из погр. 60 Елизавет-Михайловского могильника (Материальная культура Средне-Цнинской мордвы 8-11 вв. 1969, стр. 139, табл. 33, рис. 5). Бляшки накладки, расположенные по краю клапана изготовлены по типу бляшек из погр. 3 Лядинского могильника, раскопки Ворониной Р.Ф. (Воронина Р.Ф. 2007, стр. 27, стр. 86 – рис. 43). Сумка изготовлена из дублёной кожи, сшита вручную льняными нитями выворотным швом. Сумка общий вид.

Lapsi Karhu: Меня чрезвычайно смущает щит партайгеноссе Носкова Максима....точнее его форма. Если приводить в качестве истошника ковер, то там форма более каплевидная и вытянутая...да и щит если честно конный...

Микула: Да, подробную библиографию приведённых источников можно увидеть выше. Она представлена списком после основной части моего паспорта.



полная версия страницы